Недавние тренды рунета

Недавние тренды рунета

22.03.2024 от neivid
Недавно мне пришлось позаниматься старинными шотландскими балладами. Они входят в программу по литературе для седьмого класса, у меня там учится дочь, а я, в общем… ну, всегда интересовалась литературой. Назовем это так. Только вот баллады давно не перечитывала. А зря.

Эти бессмертные произведения очень поднимают боевой дух в плохом смысле слова: в них царит стопроцентная смертность. Как в жизни, точно. Главный герой с гарантией умирает, если сюжет не начинается с того, что он уже мертв. За героем следует его вечная любовь, поскольку вечная любовь — это та, которую положили с тобой в могилу, если только не она тебя убила. В этом случае ее тоже кладут в могилу, но в другую. Животные появляются в балладе исключительно чтобы скончаться, а также ради символики. Ворон – символ мудрости, собака – символ верности, гриф – символ тщеты всего сущего. Грифы, как правило, выживают. Если не отравятся героем.

Моя семиклассница восприняла баллады довольно интегративно, а меня вот несколько перекосило, учитывая время, в котором стоим. Мы в нем, а оно в нас, колом в горле. Я еще и прочла отдельную статью, из которой узнала, что изначально существовало три сюжетных версии баллад. В третьей версии, в отличие от первых двух, фигурировали похороны. «Вариант с похоронами — наиболее оптимистичный», отметил автор статьи.

Возьмем, к примеру, знаменитую балладу «Три ворона», которую все знают в переводе Пушкина - «Ворон к ворону летит». Два ворона (три у него не влезли в размер) обсуждают, чего бы пожрать, и приходят к выводу, что на обед им достанется убитый богатырь. Почему же он им достанется? А куда ему деваться, сокол в поле улетел, на кобылку недруг сел, а хозяйка ждет мило‌го — не убитого, живого. Другого, значит. Можно обедать. Вот это и есть «менее оптимистичный» вариант.

Сравним же с более оптимистичным: в шотландском оригинале вороны остаются без еды, поскольку соколы сторожат героя сверху, борзые лежат у ног, и вот-вот придет дева, прекрасная как заря, поцелует любимого, захоронит, а на закате сама простится с жизнью. Дай бог таких нам похорон, говорят друг другу вороны, и псов, и соколов, и жен.

С коллективной точки зрения они, конечно, правы. Вариант с похоронами — это когда есть кого хоронить, есть кому хоронить, есть тот, кто об этом рассказал, и есть те, кто это сейчас читает. Нить не рвется, племя продолжается. Со всей болью и скорбью внутри, но и с тем светом, который остается после героев. Главное для любого героя — чтобы было, кому и для кого спеть о том, как он погиб. Почему же мне так тяжело это признать?

«Главное для любого героя — это выжить», - утверждает мрачный внутренний голос.

- Мне кажется, - семиклассница задумчиво листает антологию, - про тех, кто выжил, не сочиняют баллад…

Детям хорошо: для них вся литература коллективна, пока личного опыта нет. Но у нас-то он есть, мы читаем балладу «Трагедия Дугласов», где «оптимистичный вариант» не предусмотрен по дизайну (в чем и заключена трагедия Дугласов), и неотступно видим репортажи из новостей. Или вот - «Жила старуха в Ашерс Велл, жила и не грустила, пока в далекие края детей не отпустила». Как у меня получится не думать, что случилось с детьми?

Говорю себе: на самом деле, все просто. Нужно внутренне полностью перейти на коллективный уровень. Какая разница, выживает ли человечек, если всё человечество движется в сторону света? Движется, движется, ничего не поделаешь (а кто считает, что нет, тот плохо учился в двенадцатом веке). Небыстро движется, неохотно, не целиком, с огромными колебаниями, но движется же. Нас девять миллиардов — и, как в шотландской балладе, стопроцентная смертность обещана всем. Так какая разн…

Не могу. Вот совсем не могу, не выходит. Не удается мне подмять своё нежное мяу под безликий, пускай и подающий надежды конгломерат. Баллады сжимают горло. Пожаловалась любимой Женьке (когда мне чего-то не удается, меня вечно спасает Женька). «А не надо ничего подминать, - ответила Женька. - Человечество движется к свету не само по себе, а с помощью людей. Как раз в этой точке, на пересечении души с жестоким миром, и вспыхивает свет».

Моя преподавательница, знаменитый юнгианский аналитик Двора Кучински (я про нее уже писала и еще буду, таких людей надо ловить как героев баллады — пока живут), родилась в Чехии девяносто восемь лет назад. Юность, благодаря этому, провела в Осцвенциме и еще паре концлагерей, после войны вернулась как бы домой. Пожила там какое-то время и осознала: «не могу». Не могу ходить по пеплу, не могу заново приживаться там, где все моё убили. Переехала в Палестину. Дальше была огромная жизнь, семья, учеба, терапия, частная практика, многолюдные конференции, международное признание, а через много лет взрослая дочь уговорила восьмидесятилетнюю Двору съездить в Прагу. В конце концов, мама, ты же там выросла, тебе должно быть интересно посмотреть.

Посмотреть, и правда, оказалось интересно. В музейчике бывшего еврейского квартала Двора обнаружила всю свою семью. На стене были написаны имена её отца, мамы, брата, соседей, знакомых с той же улицы, друзей... Двора заволновалась: а как же я? Почему меня здесь нет? Все они тут, как же меня забыли?

Дочь осторожно отвела её в сторонку: «Мама, опомнись. Это список жертв. Тебя здесь нет, потому что ты жива».

В день рожденья я всегда поднимаю какой-нибудь тост – и в этом чертовом году я хочу поднять тост за тех, кто жив. Жив и продолжает жить: спасает, кого получится спасти, лечит, кого можно вылечить, помнит, кого хочется помнить, заводит детей и называет их именами героев. И учит с детьми старинные баллады. Даже новых можно не сочинять, потому что смысл баллад всегда один и тот же: дай бог таких нам похорон.

Оригинал и комментарии

strong girls who love magic and potions от wolfox
Вместе с осенним сезоном (не зимним, потому что оба тайтла не по 12 серий, а по 24 и 28) закончились два прекрасных аниме.
Оба советую бесконечно, ну или как минимум отсюда и до луны всем тем, кто это аниме вообще смотрит.

Номер один - Kusuriya no Hitorigoto, или The Apothecary Diaries.

Это история про девочку Маомао, которая, живи она в 20 веке, стала бы fem!Шерлоком Холмсом (как вариант, Мориарти) или великим химиком\врачом, не боящимся экспериментировать на себе. Но она родилась в фентези-вариации на тему древнего Китая, поэтому воспитание Маомао состоялось наполовину в борделе (не то, что все подумали, она всем там как "любимая дочь-племянница-мимими"), а наполовину на побегушках у отца-аптекаря. А в возрасте шестнадцати лет ее похитили и продали в гарем императора. Опять-таки не то, что все подумали, а просто как служанку, как наложница - рожей не вышла-с.



Жизнь в фентези-вариации на тему древнего Китая, если ты простая девочка, а не красивый мужчина Сунь Пень Вчай из какого-нибудь популярного на дневниках фандома (бонусное владение мечом, магией и маньячной харизмой у девочки по дефолту, увы, отсутствует) довольно-таки сложновата. Но умение смириться и выжить в любой ситуации - а также выжать из этой ситуации лучшее возможное - всегда помогает. "That's my life now" - говорит Маомао и привыкает к быту служанки. Но вскоре подворачивается случай использовать ее обширные аптекарские навыки и знание ядов - и успешно, так сказать, продвинуться по службе. А потом еще. И еще. В процессе Маомао, конечно, познакомится с кучей народу, включая местных наложниц-фавориток и евнухов - а кого еще в гареме встретишь? - и кое-кто из них не так уж и прост. Ситуации, где придется рассуждать логически и применять опыт травознания, будут становиться все сложнее.



И, конечно, сам по себе гарем императора - это не цветник с розами, а кубло змей и скорпионов, что очевидно. Сам император в сюжете практически не участвует, кому он нужен, там и без него такие интриги! Если кого-то интересует love story - то она немножко присутствует, нет, не с императором. Хотя, я бы сказала, односторонняя (потому что Маомао больше всего любит а) яды б) загадки в) эксперименты, над собой в том числе, а противоположный пол у нее где-то на пятидесятом месте). Но все равно мимими. Мяумяу. Потому что "Маомао", 猫猫, literally переводится как "Catcat". Котик!



Отличная история на тему "как девочке выжить в мире, который феерически недружелюбен к женщинам в принципе", т.е. практически собственно в Китае династии Тан, 6-9 век нашей эры, с некоторыми допущениями. Пик карьеры для девушки из низов - куртизанка в квартале красных фонарей, перспектив практически никаких, возможности протестовать очень ограничены, и, разумеется, если тебя похитили и продали - сделать ты не можешь вообще ничего. Но при этом - не только на примере самой Маомао - хорошо показано, как девушки и женщины могут делать хоть что-то. Хитростью, умом, дипломатией, логикой, знаниями, в доступных им мелочах - самостоятельно. И при этом чего-то добиваться. Не будучи при этом Мери-Сью, не владея магией или суперсилами, не будучи попаданками с читерской информацией. Просто так. Очень интересный с этой точки зрения сериал.



Ну и, конечно, "Шерлок Холмс в императорском гареме" бонусом. Такого мы еще не видели.

Номер два - Sousou no Frieren, или Frieren: Beyond Journey's End.

Про "Фрирен" я уже писала. Прекрасное фэнтези, в котором - впервые за всю историю фэнтези, как по мне, - наконец-то раскрыта с необычной стороны ситуация долгоживущей расы в мире короткоживущих людей, гномов etc. Не в плане "ах, трагедия, я прожил триста лет и устал от жизни, поэтому бухаю и окунаюсь в разврат", как обычно авторы любят описывать каких-нибудь готишных вампиров. Не в плане "тот же человек, просто прожил тыщу лет, поэтому весь мудрый, красивый и остроухий", как обычно авторы любят описывать каких-нибудь шаблонных эльфов. А в плане - как существо, которое совершенно иначе воспринимает течение времени (десять лет - как "приключение на десять минут", без иронии), будет взаимодействовать с другими расами? Как оно будет учиться человеческим традициям и эмоциям, открывая в то же время новые эмоции - в себе?  Каково ему будет жить с мыслью, что оно (она, Фрирен) переживет всех своих друзей и сопартийцев - на сто, на пятьсот, на тысячу лет, что она будет их живым памятником, хранителем их историй?



Сама Фрирен - очень интересный персонаж. В, казалось бы, типовом фентези-сеттинге "партия Великих Героев (тм) совсем недавно победила Большое Зло (тм)" разворачивается совсем небанальная и чертовски трогательная история про эльфийку-мага, ее ученицу Ферн и воина Старка, которые идут на север. Туда, где "совсем недавно"... ну да, недавно для Фрирен - более полувека назад произошла битва с тем самым Злом. Говорят, там находится место, куда уходят души умерших, и Фрирен хочет в последний раз поговорить с Химмелем, лидером своей "пати", с тем самым, кто возглавил тот самый поход много лет назад. Ведь и Фрирен, и Химмель были в числе тех самых "героев". Но Фрирен жива - и совсем не изменилась с тех пор. А Химмель постарел и спокойно отошел в мир иной. Но между ними осталась некоторая недосказанность...



Еще в аниме есть демоны, то самое зло, с которым всю жизнь сражается и Фрирен, и раса людей. И, в кои-то веки, его нельзя победить Великой Дружбомагией, обняв и поговорив по душам, проведя сеанс психотерапии, заставив прослезиться и вспомнить жизнь тяжелую, короче, на выбор - этой ерундой в последнее время страдают не только какие-нибудь поняши-мумитролли-чиппендейлы, но и суровые сенены, даже Demon Slayer, и это просто ужасно. Тут наконец-то все расставлено по местам. Демоны во Frieren - это раса хищников, эволюционировавших из тех тварей-типа-нежить, что в ночи зазывают путников криками, похожими на детский или женский плач; теперь они выглядят как люди (разве что с милыми рожками), говорят как люди и улыбаются как люди. Но эмпатии у них нет и быть не может, и людей (а также гномов, эльфов, вообще всех кроме своей расы) они видят исключительно как добычу. Разве что иногда эту добычу приходится доставать окольными путями, не сразу хватать-держать-рвать, а использовать хитрость, окольные пути и те самые разговоры и улыбки. Которые не являются способом коммуникации и понимания друг друга, как у людей. Всего лишь еще один плач в ночи. Еще одна обманка.



Does this look familiar to you?

Некоторые существа просто видят тебя как еду. Это нормально. Это бывает. Это значит, что говорить с ними бесполезно и надо либо их избегать, либо сразу бить на поражение.



А еще во Frieren чудесная и продуманная система магии (не просто "я швыряюсь фаерболлами тыдыщ"), великолепная музыка и красивейший мир.

В общем, всячески рекомендую оба тайтла. Они разные, но оба великолепны на свой лад. Для The Apothecary Diaries уже анонсирован второй сезон! (Но первый заканчивается НЕ на клиффхенгере, так что можно его спокойно смотреть и не нервничать). Для Frieren: Beyond Journey's End второй сезон пока не обещали, первый тоже вполне цельный, но манги хватило бы и на два, так что очень хотелось бы.

Оригинал и комментарии

ghost trick phantom detective от wolfox
Cause the world might do me in
It's all right cause I'm with friends
Cause I'm giving up again - it doesn't matter
And I'm feeling like a ghost
And it's what I hate the most
Cause I'm giving up again, and this time I might just disappear

(Mystery Skulls - Ghost)

Ghost Trick: Phantom Detective

Кто-то приходит в себя на заброшенной свалке на окраине города. Кто-то безымянный и беспамятный - потому что он не помнит ни своего имени, ни прошлого. И, кажется, вспомнить это все будет вдвойне сложно, потому что он уже умер. Вот и труп рядом валяется - симпатичный молодой человек в темных очках и красном костюме. Ну, логично, других трупов не видно поблизости, значит, наш. А мы, получается, привидение. Кто убил? Что случилось? Совсем рядом - ни минуты покоя не-покойнику! - хладнокровный киллер наставляет ружье на беззащитную девушку. Но что может сделать маленький призрак, трепещущий на ветру слабый огонек, невидимый никому из смертных?



Оказывается, кое-что может. Привидениям подвластны те самые titular Ghost Tricks. Наш герой - вскоре он услышит свое имя, Сиссель - может, как заправский полтергейст, "овладевать" неодушевленными предметами и передвигать их. Не супер-пупер-телекинез, но кое-что. Хлопать дверцей холодильника, щелкать выключателями, двигать рычаги, крутить педали велосипеда. Потом мы получаем бонус: силу путешествия в прошлое. Ненадолго, на четыре минуты до чьей-то смерти (нет, смерть ГГ почему-то не считается, увы). И этого оказывается вполне достаточно, чтобы помочь девушке - перемещаясь стремительным бестелесным духом между сломанными гитарами, зонтиками и машинами. И, может быть, этих сил будет достаточно, чтобы  разобраться в куче тайн: кто Сиссель такой? Почему он не может вспомнить ничего о себе? Кто его убил - на этой дурацкой свалке - и почему? Что вообще происходит и с какого перепугу за нашей новой знакомой гоняются наемные убийцы, раз уж она единственный свидетель смерти Сисселя, ключ к потерянному прошлому?




Ghost Trick - игра от Sho Takumi, создателя Ace Attorney. Выпущенная еще в 2010 году для Nintendo DS и портированная на PC в 2023. (Эх, умели Нинтендо когда-то делать хорошее, а не банить эмуляторы Свитча.) На самом деле тут можно дальше ничего не писать, потому что все знают Ace Attorney. Знак качества! Тут загадки другие, нет допросов, поисков улик и перебранок с обвинителем, зато есть отличные паззлы, построенные на силах перемещения между предметами и путешествиях в прошлое (примерно на середине игры мы получим еще кое-что).



Порт с DS выше всяких похвал - графика достойна компьютерного монитора, управляется легко, мышь присутствует). Сейв только один, плюс автосейв, но больше и не надо, игра линейна как трамвайные рельсы.



При этом сам сюжет и не должен быть не-линеен, он прекрасен таким, как он есть - аналогично Ace Attorney. Тут мы просто садимся в кресло, пристегиваемся и наслаждаемся, lock the doors and close the blinds, we're going for a ride (c). Великолепная история, идеальный детектив, где выстреливает каждое повешенное на стене ружье (причем в буквальном смысле), где все ниточки связываются в единое целое, где ничто не случайно и никто не случаен, где любая деталь важна и сыграет свою роль - не сейчас, так через несколько эпизодов. А еще в истории есть говорящий шпиц, фирменный упоротый юмор и классическая загадка убийства в запертой комнате.



Плюс великолепные, запоминающиеся, смешные и харизматичные персонажи.



И, разумеется, множество захватывающих поворотов сюжета - таких, что ни в коем случае нельзя читать-смотреть никаких подробных спойлерных обзоров, мнений и прочих твтропсов. Этот клубок надо размотать самому. Он того стоит.


Оригинал и комментарии

И ага от nikab

Благо в ЖЖ можно быть опоссумом и говорить: ааааааа!!!!

Мое отношение к политике формулируется коротко: когда же это, блядь, кончится? Когда перестанут фигачить бомбами и ракетами по мирным жителям, рушить города, поганить природу? Когда ж нажрутся деньгами и сядут за стол переговоров, как большие разумные, блядь, мальчики? И будет мир, а не смерти и разрушения...

Пятиминутка ненависти завершена.

Оригинал и комментарии

"Я знаю десять" в университете Бар-Илан от neivid
У моей мамы есть подруга Саня, которой на прошлой неделе исполнилось восемьдесят шесть. Очень ухоженая дама, всегда с прической, всегда с осанкой, только ходит с большим трудом. И тут, поднималась она в автобус. Долго. В Израиле к бабушкам относятся бережно, обычно их терпеливо ждут. Но здесь оказался особый случай, и кто-то нервный крикнул ей из автобуса: «Проститутка!!!».

Саня так смеялась, что у нее тушь на ресницах потекла. «Не все еще потеряно, Риточка, - говорила она вечером моей маме. - Совсем не все!».

Я вот тоже считаю, что не все еще потеряно. Особенно не все потеряно там, где изначально было нечего терять. Дни рожденья — они не про возраст, они про радость. Причем такую, которую можно разделить с другими. И нет, на этот раз я не о похоронах.

28 марта в библиотеке университета Бар-Илан будет мой вечер «Я знаю десять», он же концерт (почти) в день рожденья. Как обычно, с авторской музыкой, которую исполняют Вит Гуткин и Лена Фольк. Хозяйка вечера — директор библиотеки доктор Ольга Гольдина, вступительное слово скажет профессор Роман Кацман. Мы придумали все это чисто для радости, чтобы встретиться с теми, кто захочет прийти, и пообщаться через тексты и музыку. Вход бесплатный, выход тоже. Даже записываться не надо, можно просто прийти.

Четверг, 28 марта, 19:30, кампус Бар-Илан, здание 401

Потому что не всё еще потеряно. Совсем не всё.

afisha_Bar_Ilan

Оригинал и комментарии

Чего только не узнаешь :) от nikab

Какой богатый русский язык, а. И как органично он впитывает и встраивает в себя богатство окружающих языков, присваивает его, делая однозначно и бесповоротно русским. Выражение "мадам, можно ли вам впердолить" я со времен юности слышала в анекдотах и оно звучало интуитивно понятно. Но лишь просмотр знаменитого польского ролика про курву бобра открыл мне глубины этимологии слова - оказывается "впердолить" - прямая калька с польского термина, грубо и недвусмысленно обозначающего реализацию мужских желаний. Воистину, век живи, век учись :)

И да, заранее извиняюсь перед всеми нежными ушками, ругательница я с юности и всевозможные бранные словечки люблю нежно, аки те попугаи из зоопарка :) И да, идиш единственный язык, который может сравниться с русским - и ничего непристойного, только искренние пожелания и характеристики.

Цудрейтер черепаха - э... оригинально мыслящая черепаха; мишигине генц мит мишигине фейфер - чокнутый гусь с сумасшедшими перьями; куш э бер унтэрн фартек - поцелуй медведя под фартуком; дайн нэшомэ зол арайнгейн ин а кац, ун а hунт зол ир а бис тон - чтоб твоя душа вселилась в кошку, а ее б укусила собака...

Оригинал и комментарии

Ваша я — преподаватель на литературных курсах от nikab

 Изобразительные средства поэзии

С помощью чего поэт может перевести свои мысли, чувства и ощущения с ангельского языка на русский? Что помогает и мешает быть услышанным?


Помогает:

Неповторимый авторский мир, язык и стилистика

Сильный, яркий, искренний посыл

Честное высказывание из я-позиции

Наблюдательность и передача своих наблюдений в стихе

Согласованность и связность речи

Врожденное или развитое чувство языка

Точность, цельность и выразительность образов

Попадание в болевые точки аудитории

Актуальность контекста

Эмоциональность

Со-чувствие

Парадоксальное мышление

Афористичность

Легко запоминаемый текст

Культурный контекст

Смелость

Транс

Молитвенность, разговор с Богом

Искренний гражданский пафос

Удачные неологизмы, словотворчество

Увлекательная история с четким сюжетом от пролога до эпилога

Близкий читателю герой или знакомая ситуация

Точный ритм и ритмика, усиливающие идею и посыл стиха

Умение использовать возможности рифмы и звукописи

Умение графически выстроить стихотворение, визуализировать его

Выразительные метафоры

Высокая концентрация смыслов

Цитаты и центоны, перекличка с другими авторами

Привязка к географическим точкам, историческим событиям, «красным датам»

Ненавязчивый юмор

Здоровая самооценка и самокритика


Что мешает?

Слепой эгоизм, отрезающий поэта от мира

Излишний пафос

Казенная риторика

Отсутствие критического мышления

Косноязычие, неудобочитаемость текста

Безграмотность, неосознанное пренебрежение нормами правописания

Вопиющее и неосознанное пренебрежение нормами стихосложения

Нецелесообразные нарушения ритма

Замусоренность текста словами, не несущими смысла

Неоправданные повторы

Скудный словарный запас

Нарушение физиологии образа

Неточное словоупотребление

Излишняя красивость, вычурность и высокопарность

Гордыня

Штампы и банальность

Архаизмы, не оправданные стилистикой

Неологизмы и жаргонизмы, не оправданные стилистикой

Пошлость

Бедная фантазия

Унылое зацикливание на любовных и эротических переживаниях, одиночестве и непонятости

Грубая агрессия

Излишняя сентиментальность, сюсюканье

Рассуждения и сентенции о поэтах, стихах, рифмах и музах

Неумение отделить личность автора от лирического героя

Оригинал и комментарии

Пасха в Гродно от nikab

Христос воскрес!
Зазеленели скверы,
Проснулись жабы,
Цвиркают скворцы.
Вопросы веры - веточки омелы.
На лавочках целуются глупцы
И дурочки - немыслимая прелесть.
Маляр макает кисти от греха.
В зеленый мех бока реки оделись,
Собакам осовелым лень брехать.
В кавярнях пахнет счастьем и корицей.
На фоне гетто селфится мамзель.
Отстроен дом. Война не повторится.
Зарницы заоконные - к грозе.
Полным-полны проулки сладкой тиши,
Плывет в туман княгинина ладья...
Пасхальный сон.
Костёл.
Святой Франтишек
В саду увещевает соловья.

Оригинал и комментарии

Мурлык от nikab

Придворный кот в подвальное окошко сует недоуменное лицо –
О, где же кошка?
В розовых калошках спешит на встречу с тигром-подлецом?
Взята за хвост в боярские палаты, належивает пузо и бока?
На крыше мира нюхает закаты, играет сном китайского божка?
Плывет в Бангкок, прикинувшись туристкой, успешно депилировав усы,
Надев трусы? Бессовестная киска! Коварная оса земной оси!
О, где же бабка с рыбкой и монстерой?
О, где же китикэт и променад?
Вокруг гуляют гопницы и стервы,
И жизнь, кота, увы, не мармелад…
Осталось влезть на тополь, взять синицу
В законный ужин, лучше без хвоста.
Забыто все! Истоптана страница!
Котовья жизнь бесцельна и пуста!
Бродяги пустырей, сарынь на крышу!
Иду на вы! Отвечу за базар!
…А кошка на скамеечке мурлычет
И сонно щурит желтые глаза…

Оригинал и комментарии

Золотой Будда от nikab

Обещанный сравнительный анализ романа «Территория» Олега Куваева и двух фильмов по книге – «Территории» Сурина 1978 года и «Территории» Мельника 2015 года.

Итак, мы имеем прекрасный, мощный текст невероятной плотности и наполненности. Жанр - на стыке производственного романа и северного приключения, с толикой магического реализма – щепотку мистики Куваев таки подсыпал в книгу. Там и суровый быт геологоразведчиков, и неизбежно печальные любовные истории, и стальная воля начальника Территории «Будды» Чинкова и шаманская мудрость пастуха Кьяи и болотный божок, оберегающий геолога Баклакова, и дешевый гонор «Доктора» Гурина и одержимый, полубезумный Бог Огня, и глубоко несчастные, внутренне одинокие женщины.

Перед читателями раскрывается скудная жизнь поселков, наивная жестокость тундры, реки алкоголя, красивейшие виды, суровая и несправедливая тундра. С первых страниц начинаются приключения золотоискателей в духе Джека Лондона – разве что без индейцев и салунов. У Куваева вообще многое заимствовано у этого американского романтика – если не по сюжету, то по духу, лаконичности, масштабу поступков, мужской дружбе и рыцарскому отношению к женщинам. Автор изумительно чувствует и понимает природу Севера, ее фактуру, непредсказуемую смену погоды, повадки птиц и животных – он знает о чем пишет. И персонажей своих он создает так же точно – несколько штрихов внешности и характера, любовное пристальное внимание – и со страниц смотрит живой человек.

Если же выделять главного героя, отвечать на вопрос «о чем Территория» - ответ будет «о интуитивном прорыве». «Будда», ведущий персонаж романа, убежден (как и скромный автор статьи), что пришел в этот мир, чтобы сделать невозможное, подчинить своей воле множество событий и добиться невероятного результата – золотых залежей на участках, которые считались «пустыми». Он опирается не столько на результаты исследований и научные теории, сколько на свое фантастическое чутье и решимость. И таки открывает месторождения, спасает Территорию и остается ее начальником.

При этом – парадокс – герои романа трудятся ради золота, страдают, а то и гибнут за металл, но остаются противниками общества потребления, рассматривают деньги и богатство как ресурс, а не самоцель. Их задача – работать на государство, давать результаты и обеспечивать золотовалютные резервы, а не набить карманы. Невольно напрашивается параллель с «Понедельником» Стругацких и работой как высшей ценностью. Причем, поскольку «Понедельник» написан в 1965 году, а «Территорию» опубликовали в 1969м, скорее всего именно Куваев подсознательно заимствовал идею у АБС… Или в то время она была растворена в воздухе. И да, сам Чинков не получает никакой награды – ни любви, ни денег, ни повышения в должности – ему достаточно того, что он хорошо сделал свою работу. И не только ему.

В Пугине жила яростная потребность мечты. Он умер через пятнадцать лет после высадки на берегу Территории, сидя на садовой лавочке в Поселке. Садовая лавочка на галечниковой площадке была поставлена по его указанию. Пугин еще не придумал, как посадить деревья, но ее уже можно было поставить. Сей факт несомненно войдет в будущее житие Марка Пугина — садовая лавочка под будущими деревьями. В этом был весь он, своеобразный святой XX века, умевший стрелять, принимать роды, изучать неизвестные языки, ходить по памирским оврингам, гонять собачьи упряжки, есть мышей и вселять веру в грядущий свет.

Мистика романа, его символьный язык, тайный шифр, заложенный автором – отдельная тема. Чувствуется влияние индийской философии, рериховских воззрений, отчасти и северного шаманизма, особенно в эпизоде со спасением и исцелением Баклакова. Бог Огня удивительно напоминает бродячих отшельников-агхори, теряющих свое «я» в пламени Махадэва. Алхимическую роль золота, вечного движителя, Куваев рассматривает через призму десятков цитат – и не дает окончательного ответа, оставляя читателю простор для размышлений и выводов.

Ни одному из фильмов не удалось во всей полноте воплотить роман, да это и невозможно – глубочайший, метафизический текст не переводится на кинематографический язык без сокращений. Однако обе киноленты получились удачными – каждая в своем духе.

Фильм 1978 года – классический производственный роман, «журнальная версия» из которой убрано все личное и второстепенное, отвлекающее от генеральной линии сюжета. «Территория» стала историей о покорении неуступчивого края, подвиге честного и талантливого руководителя, нелегком труде геологов и непростой жизни аборигенов. Там нет трагедии, это рабочая драма, с красивейшими пейзажами и великолепно выстроенной динамикой. Интересен кастинг – практически все актеры и актрисы некрасивы на наш современный взгляд, много возрастных, траченых временем, выразительных лиц. Малыш (Кузнецов), Баклаков (Летенков) и Тамара (Зоя Чооду), внучка Кьяе смотрятся как исключения – они молоды и харизматичны. И реалии переданы с абсолютной достоверностью – закопченные лица, небритые бороды, выношенная одежда, старые рюкзаки, допотопные наганы, консервные банки вместо котелков и металлические кружки.

Кстати, об обнаженном теле Тамары – в фильме 1978 года все показано правильно. Протопленный жаркий чум, в котором голыми, в одних набедренных повязках сидят все – и сам Кьяе и его внучка и пожилая шаманка. Это действительно входило в обычаи многих северных народов, воспринималось естественно и неоднократно упоминалось нашими литераторами – воображение советских писателей будоражили и нагота аборигенок, и их отзывчивость на мимолетную любовь. В книге сцена описана так же, с поправкой, что на Тамаре красные тапочки и спортивные трусики (не наши стринги, а шорты, в которых занимались на физкультуре – скорее всего выдали в интернате). И указано, что она давала дышать телу тогда, когда вокруг не было молодых пастухов. А не готовила еду на улице у костра, не жарила лепешки в кипящем масле (любой, кто хоть раз жарил еду в кипящем масле, не станет тусить подле брызгающего казана без одежды). И тело показано смуглое, потное и испачканное – каким оно, собственно, в чуме и должно быть. А в фильме 2015 года у девушки (живущей в чуме, летом!) молочно-белая чистейшая кожа и фигура, не испорченная физическими нагрузками. Впрочем, и этому есть объяснение.

Фильм 2015 года – в первую очередь красивая сказка про СССР. Про геологов 80х, с хемингуэевскими бородами и свитерами, интеллигентским гонором и походной романтикой. Про старые-добрые советские песни, отзвуки эха войны, невероятные пейзажи Чукотки. Про любовь конечно же – Мельник куда добрей к мужчинам и женщинам, чем Куваев, жестко отделяющий простой и честный мир братвы от семейных хлопот и бабьей суеты. И снят он именно как сказка – оттуда и анахронизмы, и очаровательные, обаятельные актеры и актрисы, и чистые руки, и безупречно выстроенные живописные кадры, и великолепный, вышибающий слезу финал.

Из недостатков – относительно вольное обращение с текстом, перекраивание авторского замысла в угоду режиссерскому. В книге, например, Васильчиков погиб, провалившись под лед вместе с трактором, никакой осколок тут не при чем, и ничью жену он не вез. В книге нет ни намека на возможный роман Тамары и Баклакова, а фразу в фильме про замужество и ответ «пойду, ты сильный и добрый, хотя и некрасивый» взяли из другого эпизода, с восточной красавицей Сюмбике. В книге никто никого не стреляет за золотые самородки. И далее по сюжету… Женский закадровый голос показался мне еще более неуместным после прочтения книги – туда бы куда лучше зашел низкий, хрипловатый мужской… Впрочем, это не более чем придирки заклепочника :) Для человека несведущего и не такого дотошного фильм останется великолепной, суровой, эмоциональной и шикарно снятой историей. И посмотреть его хотя бы раз – бесспорно стоит.

Для желающих подробнее ознакомиться с материалом:

1. Книги Куваева – до крайности рекомендую прочитать все, Олег мощный прозаик и в малой форме ему хорошо: https://litmir.club/a/?id=4057

2. Территория 1978 год https://youtu.be/NbqJt-1-4cU?si=vIgKmmEuMl3N1MWj

3. Территория 2015 год https://youtu.be/mWOwx6rzpWE?si=zeYz6_58-O-KU7rE

Для желающих поблагодарить автора за работу и побудить к новым свершениям: +79164448871 сбер

Оригинал и комментарии

*** от nikab

Река Смородина, она же Земляника.
Байдарка. Два весла и два рубля.
На берег покидаемый взгляни-ка –
Орнамент гобеленов ковыля.
Горелые кусты, пустые гнезда.
Грачи на аистином колесе.
Невидимые маленькие звезды
Порхают по нейтральной полосе.
Ты знаешь – это души нерожденных,
Явились провожать своих отцов.
Им вечность вековать в колодцах темных
И стать простой водой в конце концов…
Но есть сейчас – река, ковыль и ветер.
Пустой причал, парнишка в камуфле.
Течение чудит, байдарку вертит.
Так просто не остаться на земле.
Любимые часов не наблюдают,
Не ждут конверта с траурной каймой…
Крылеют весла.
Лодка улетает.
Парнишка возвращается домой.

Оригинал и комментарии

*** от nikab

Линия ливня. Лига ночных дроздов.
Кто-то уедет в Питер или Ростов.
Кто-то растает словно больной сугроб.
Кто-то впервые в жизни услышит гром.
Кто-то войдет в ракету, а кто-то в лифт.
Кто-то объявит ангелу «дисбилив».
Кто-то сажает зелень и кабачки,
Кто-то ломает судьбы и каблучки…
Линия ливня делит на «да» и «но».
Хочется взять смартфон и снимать кино
Об опоздавших к лету на полчаса,
О потерявших верные адреса.
Город меняет роли и имена,
Радуга над домами еще видна.
Капли срываются. Сердце опять сбоит.
Подержи небо.
Пусть оно устоит.

Оригинал и комментарии

*** от nikab

Привычка терять вещи –
Вещее предощущение
Недолго-вечности.
Лучше избавиться сразу –
Забыть в метро.
Уронить на пол в захламленном помещении.
Вычесть и
Вычеркнуть.
Не успеешь моргнуть –
И кончился страх потери.
Руки вспотели.
Карманы уже пусты.
Появился повод восстанавливать взорванные мосты.
Неустанно трезвонить в бюро находок.
Делиться в сети целой пачкой шикарных фоток:
Неглиже, под пальмой и на рояле –
Посмотрите, что потеряли.
Можно в репертуар добавить слезливый рэп.
Можно рыдать, что был глух, твердолоб и слеп.
Можно выбить на теле контур потери шикарнейшим партаком –
Будет больно.
Но боль покажется пустяком
По сравнению с хриплым стоном «моё, хочу».
Сущая мелочь дороже дворцов и гнилых лачуг.
Малая толика перевешивает дела.
Искра вспыхнула – выжгла всю грудь дотла…
Я держу на ладони счастье дороже рая.
Не отдам.
Не брошу.
Не потеряю.

Оригинал и комментарии

ВЛЮБЛЕННЫЕ СОВЕТСКИЕ от prilepin
…Работы эти поражают своей чистотой, безмятежностью и непорочностью. Как будто когда-то на земле существовал другой вид людей.

Меня очень трогает и работа Криворучко, и работа Николаева, но картина Костиной – сколько не смотрю, всякий раз глаз не могу оторвать. Чудо просто. Готовый рассказ. Только финал никак не пойму какой. Да и героиня никак не поймёт.










Оригинал и комментарии

РЕКА СВОБОДЫ И СМЕРТИ от prilepin
Украинские мужчины тысячами нелегально переходят границу, чтобы бежать от войны, пишет New York Times.

"Учитывая высокий уровень потерь, призыв в армию — это все равно, что получить билет на фронт в один конец", - пишет газета со ссылкой на украинских солдат.

Румынские власти заявляют, что с февраля 2022 года на их берег реки Тиса переплыло более 6000 мужчин.

Не у всех это получается. На оба берега выбросило тела 22 мужчин. Но, скорее всего, утонуло еще больше, из-за чего Тиса получила прозвище "река смерти".

Цены на помощь при пересечении границы выросли до 10 000 долларов с человека - с двух тысяч после начала вторжения. Контрабандисты стали нанимать цыганских гидов, которые выводят мужчин за границу.

Чтобы этому противостоять, пограничники установили вдоль границы дополнительные инфракрасные камеры и датчики, срабатывающие по шагам. Также на дорогах, ведущих к границе, дежурят блокпосты.

Оригинал и комментарии

А ВЫ ЗНАЕТЕ - КАКИЕ ЕЩЁ ПЕСНИ СОЧИНИЛ АВТОР ГИМНА? от prilepin
13 апреля 1883 года родился великий советский композитор Александр Васильевич Александров.



Родом он из рязанской деревни Плахино.

С 1897 года — ученик регентских классов Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. С 1918 по 1922 — регент Храма Христа Спасителя.

Создатель того самого хора Александрова, признанного в своё время лучшим хором в мире (Гран-при 1937 года на Всемирной выставке в Париже). Лауреат двух сталинских премий (1942, 1946). Генерал-майор.

Высоцкий называл «Священную войну» самой любимой своей песней.

В этой песне, да и не только в этой, слышна великая школа регента Храма Христа Спасителя.

Александров соединил в своей музыке, казалось бы, сложносочетаемое: православную певческую школу и большевистскую революцию. В каком-то смысле он сделал в музыке то, чем занимался Есенин, сочиняя свои революционные религиозные поэмы 1917–1919 годов.

Три сына Александрова — тоже композиторы.

Все знают, что Александров автор гимна и «Вставай, страна огромная». Но это не единственные его шедевры. По ссылке - другие вещи: собрал лучшее для всей родни.

https://zaharprilepin.ru/ru/mp3/sovetskaja-pesennaja-klassika-stalinskij-period/aleksandrov-aleksandr.html

Оригинал и комментарии

Жди, Киев, французы идут от prilepin
«Петлюровцы распускали слухи, будто французы уже идут на выручку Киеву, будто они уже в Виннице, в Фастове и завтра могут появиться даже в Бояре под самым городом бравые французские зуавы в красных штанах и защитных фесках. В этом клялся Петлюре его закадычный друг французский консул Энно...

Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре...

В приказе этом было сказано, что в ночь на завтра командованием петлюровской армии будут пущены против большевиков смертоносные фиолетовые лучи, предоставленные Петлюре французскими военными властями при посредстве "друга свободной Украины" французского консула Энно».

К. Г. Паустовский, 1919 г.



Оригинал и комментарии

Русские земли в русские земли от prilepin
Наглядная картинка: на каком языке украинцы делают запросы.



Вчера пришла ещё одна забавная новость: песня «Да, я русский» (матерный, но патриотичный рэп от пяти русских молодых рэперов) возглавила рейтинг самых востребованных (по скачиваниям) песен на Украине.

Ещё раз к привычному уже спору на тему «Никаких русских там нет!»

Там миллионы русских, которые ничем от нас не отличаются.

Просто они в плену.

На их месте могли бы оказаться и мы. Жили ж мы при Ельцине, продававшим Россию оптом и в розницу, и многие даже голосовали за него.

И вспомнить страшно теперь. Но у нас морок сошел. И там сойдет.

Если возвращение территорий будет хотя бы такое, как на этом изображении. А если ограничимся заштрихованным… тогда другая история. Тогда - готовим детей к новой войне.

Заодно можно придумывать ответ на простой детский вопрос: "Пап-мам, вам говорили, что Ленин якобы засунул русские земли в Украину. Я никак не пойму, а Киев, Чернигов и Белая Церковь - это чьи были земли? Наши?!? Так может, это не Ленин засунул русские земли в русские земли, а мы взяли малую часть русских земель, а огромную - оставили на произвол судьбы?"

Оригинал и комментарии

ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ. БЛАГОДАТЬ от prilepin
Из неиссякаемой сокровищницы советской живописи.









Оригинал и комментарии

КВАЗИ от prilepin


С утра выпало вот это фото.

Вспомнил, что, скажем, ни одной мало-мальской награды от нашего государства у Эдуарда Лимонова не было (между прочим, военкорил и в Сербии, и в Приднестровье, и в Абхазии).

Если о музыкантах - то никаких наград, конечно же, не было у Егора Летова, равно как и нет их у Дмитрия Ревякина или у Павла Кашина - у людей, которые действительно находятся в пространстве русского музыкального и песенного искусства.

Едва ли хоть чем-то награждены Елена Фролова или Сергей Летов.

Квазирусская постсоветская культура минувших 30 лет - это хабалка. Хабалище!

Дурновкусие, русофобия и наглость, мелко покрошенные в позавчерашнем винегрете.

И это вот фото - это показатель того позора, в который нас погрузили.

Галкин тоже весь в орденах. Противно, знаете.

Оригинал и комментарии

от prilepin
Юрий Гагарин и все первые советские космонавты смотрели в космос через иллюминаторные стекла, сделанные в Донбассе.

Рассказал автор книг о Донбассе, член Союза писателей России Олег Измайлов.

«Особое стекло варили в городе Константиновке, крупнейшем "стеклограде" СССР», – сообщил он.

Занимался космическими стеклами константиновский завод «Автостекло», тот же, что создал первые звезды для московского Кремля, варил стекла для подводных лодок и танков и БТР Советской Армии.

Все 60-е и 70-е годы в Константиновке варили стекло для «окошек» космических аппаратов.

Оригинал и комментарии

"ГОСПОДИН СУВЕРЕН" от a-vituhnovskaya
Ещё вчера ты суверен,
А вот сегодня — не уверен.
Народ, встающий в ад с колен,
Своей идее, впрочем, верен.

Как при Венере СеверИн,
Как в Аушвице Захер Мáзох
Есть озарение в зарин-
Есть упоение в экстазах

Смертельных. Слово пацана,
Какой-то гул пассионарный.
Встаёт огромная страна,
Чтоб повторить свой путь бездарный.

Вот гексогена господин
Глотает нефть из ржавой вены.
И там, где был непобедим,
Придут другие суверены.


Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

АНТИХРУСТ от a-vituhnovskaya


Я-то сразу понял, что не Иисус:
Нет искуса в жертвенном а-ля рюсс.
Нет искусства в распятии на кресте,
Да и Мавромати уже не те...

Он Иисус в формате, он постмодерн.
Наша альма-матер — Некро-Инферн,
Кровяная свинка в земле сырой,
Вот цветёт рябинка, гниет "герой".

Всех уже распяли, да раз по пять,
Но они проспали и хотят опять.
Это садомазо для шатунов,
Их модель экстаза и сон основ.

Их основ основа,
Осины кол.
Всё втыкают снова —
Таков прикол.
Я же точно помню —
Отец и сын
Эти колья, порох
Все подносил-

И... Такова природа. И кровь и поч...
Я был трижды продан. Но я не проч.
Я был трижды предан. Но не Иисус.
Я в некро-легенды и не стремлюсь.

Да и не антихрист, я — антихруст.
Там где ваша хитрость, где ваша грусть,
Там где ваша трусость, там мой расчёт,
Мы с тобой в расчёте, бытийный рот,

Кровяная бездна,
Весь род людской.
Весь я не исчезну,
Я не такой!

Всюду антихрупкость
Я — анти-прах.
Как старухи в скупку
Уносят страх.

Как пред гробом, горбясь,
Уносят стыд.
Так родится гордость
Из атлантид.

Утомленных гланд и
Хрустящих шей,
Так трещат импланты
Среди мощей.

Так и я средь мёртвых
Воскрес скорей
Лишь по той причине,
Что всех мертвей.

Отрубив витальность,
Орал в крови.
Знал, что нету тайны
В жизни и любви.

Но одна есть тайна
И во мне она:
Как субъект хозяину —
Не подчинена...


Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

НЕПРОЩЕНЬЕ от a-vituhnovskaya


Я себя как растенье из мести ращу,
Чтоб сразить всё, что я никогда не прощу,
Ведь от смерти моей до рождения
Ничему невозможно прощенье.

А вокруг так просчитаны все простецы —
Наши матери это и наши отцы,
Оправдатели зла и мученья,
Что в расчёте живут на прощенье.

Как старуха процентов живёт на процент,
Как на химии раковый жив пациент,
Там где жизнь лишь имеет значенье,
Отменяя субъекта. И кто не субъект —
Тот за вечное пьёт возвращенье.
Но и он не получит прощенья.

В этом русском кровавом кошмарном снегу,
В этом жутком сансарном бытийном кругу
Для того лишь себя я тогда сберегу,
Чтоб сбежать от в других превращения.
И себе я желаю того, что врагу —
Никакого мне тоже прощенья.

Ведь оно есть смиренье пред волею зла,
Как на шее моей совпаденье узла
И шарфа, и руки оказалось удавкой,
Как в том мире, описанном Кафкой,
Ты проснёшься однажды тем Йозефом К.,
Пустотою, занозой, куском паука,
По стене что посмертно размазан.
Да вот так ты и будешь наказан.

Потому что объедок, объект, не субъект.
Потому, кто полюбит тебя, и убьёт
Разложиться на плесень и липовый мёд —
Это в сущности цель человечья.
Вас, идущих той цели навстречу
Никогда не приму, не пойму, не прощу.
Я свою бестелесность оставлю плащу
И в кровавом исчезну тумане
Без обманов, прощений, прощаний.

Это вой отрицаний, где волею щук
Голышом вам станцует щелкунчик из мук
Состоящий ореховый танец.
Бытия здесь проснется повстанец,
Чтоб не вторить отныне творенью,
Где ничто не достойно прощенья.


Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

Алина Витухновская: мышь здесь власть от a-vituhnovskaya

https://www.youtube.com/watch?v=I0rcFXgTVpA

Реквизиты для поддержки канала:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734
ВТБ 5368 2900 8411 7946

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063



Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

15 АПРЕЛЯ. РОДИЛСЯ ГУМИЛЁВ от prilepin
Гумилёв - исключительная фигура.

Поверхностно рассуждая, можно подумать, что вот-де Есенин - это всё русское, а Маяковский или Гумилёв - нечто такое почти уже чужеродное, почти сконструированное, временами - странное.

На самом деле элемент игры, забавы, огромная инерция поиска была и у Есенина, и его имажинизм занимал в его миропонимании места нисколько не меньше, чем футуризм и левачество - в жизни Маяковского, или акмеизм и конквистадорство - в судьбе Гумилева.

Русскую генеалогию и Маяковского, и Гумилева можно проследить, выстроить, понять.

Постигнув истинно русское желание переустройства, переделки мира у Маяковского.

И не менее русскую страсть к путешествиям и воинскому порыву у Гумилёва.

Гордость великоросса на самом деле была свойственна всем троим, просто выражалась так по разному.

В этом и состоит великое счастье невероятной русской литературы.

А единило всех троих, конечно же, мучительное отношение к женщине, непрестанные и болезненные влюбленности.

И вера в абсолютную силу русского поэтического слова.

Сегодня вспомним о том, как русские художники видели Гумилёва.








Потрясающее всё-таки преображение! Как он из фантазёра, франта, амбициозного рифмовщика своих парадоксов - обратился в русского воителя и святого.

Потому что лучшие наши поэты - это наши святые, которые вечно молят Господа о русском народе, о благе и радости.

***

Та страна, что могла быть раем
Стала логовищем огня.
Мы четвёртый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не нужно яства земного
В этот страшный и светлый час,
От того, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой
Не могу, не могу умереть!

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.

И так сладко рядить победу
Словно девушку в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

Оригинал и комментарии

МЫ СТАЛИ ЗВЕРИННЕЕ от a-vituhnovskaya


Мы стали ценить ту стальную конечность,
В себе ту законченность, ту земляничность,
Кровавую ягодку волчью млечность,
Ту невыносимую дисгармоничность.

Как сверх-анти-Ницше во тьме шатунится
На этой земле, непригодной для жизни,
Мы выползем в мир из кошмарной мокрицы,
Из родины-матери, смерти-отчизны.

Мы стали звериннее, стали трезвее,
Мы стали опасней, мы стали циничней.
И ягодка волчья на древе дозреет,
Чтоб ясности яд изрыгнуть в хаотичность.


Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

Алина Витухновская: кто в оппозиции является настоящим, а кто нет от a-vituhnovskaya

https://www.youtube.com/watch?v=1q8dL08c7-E

Реквизиты для поддержки канала:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734
ВТБ 5368 2900 8411 7946

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063



Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

ПОМПОНОВЫЙ МИР ПОБЕДИЛ от a-vituhnovskaya
"То ли Манфред, то ли Тор..."
Всеволод Емелин

В этом мире незаконном,
Да в режиме нелегальном
Меж шаманом и масоном
Всё качается буквально

Так шизоидно-неловко
Как борьба добра и зла.
Отрывается головка
У двуглавого орла.

Стерегли его ОМОНом,
Да подрезали крылá.
Оказался он помпоном
Всюду бунт, проклятье, мгла.

Ты вчера был знатным ЛОМом
А сегодня без угла,
Потому что стал помпоном
Гуманизм и все дела.

Там где ночь, фонарь, аптека,
Так же все — фонарь, рассвет.
Но права-то человека,
Где они? Их больше нет!

Никому закон не писан.
Да и был ли тот закон?
Всё мерцанье вечных истин
Превращается в помпон.

Вас сливали на Болотной,
Да кидали под ОМОН,
Чтобы стихиею природной
Наслаждался Поп Гапон.

Насаждался, насаждался
Как протеста фараон,
Но однажды оказался —
Поп Гапон тот — Поп Помпон.

Зачитаешься Платоном,
И забудешься на миг.
И окажется помпоном
Даже царственный двойник.

Что же, ёжики в тумане
Книжномальчики в годах,
Эта нечисть рядом с нами
Оказалась навсегда?

Как обрушились Помпеи,
Как империи ушли,
Да как все Гипербореи
Превращалися в нули,

Так и эта непреклонность,
Это царство на крови
Обернётся вдруг помпоном
От великой нелюбви.

Да от благости иллюзий,
Постмодерна торжества,
Да от множества контузий,
Все закончится едва

В вечный ад не превратившись.
Только вечность — только сон.
Кто там спит в траве скрутившись?
То ли ёжик, то ль помпон.


Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

Алина Витухновская: "голуби" и "ястребы" от a-vituhnovskaya

https://www.youtube.com/watch?v=sEFjcsdHnLg

Реквизиты для поддержки канала:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734
ВТБ 5368 2900 8411 7946

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063



Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

Алина Витухновская: есть ли смысл в жертвенности борцов с системой? от a-vituhnovskaya

https://www.youtube.com/watch?v=ac1Z6wiw05s

Реквизиты для поддержки канала:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734
ВТБ 5368 2900 8411 7946

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063



Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

Алина Витухновская: как Западу относиться к российским оппозиционерам? от a-vituhnovskaya

https://www.youtube.com/watch?v=VP-QWdYmslw

Реквизиты для поддержки канала:

Сбербанк 5228 6007 2195 9734
ВТБ 5368 2900 8411 7946

Альфа-банк, номер карты: 2200 1523 5236 2936
номер счёта: 4081 7810 1060 0014 5063



Youtube | Вконтакте | Фейсбук | Инстаграм | Сайт

Алина Витухновская

Оригинал и комментарии

14 АПРЕЛЯ. МАЯКОВСКИЙ. ДЕНЬ ПАМЯТИ от prilepin
Маяковского писали в советское время очень много.

Потом, в перестройку, его пытались похоронить, отменить, убрать, нисповергнуть.

Оказалось: бессмысленно.

Маяковский - огромен и неотменяем.

Его портреты продаются в модных молодежных магазинах, его стихи перепевают самые модные рокеры и рэперы. Он - сверхактуален.

И ещё он - символ XX века, конечно.

Русская советская международная суперзвезда, человек-стиль и мега-новатор.










Оригинал и комментарии

КРЕПИТЕСЬ! ДО ВЫХОДНЫХ ВСЕГО 4 ДНЯ! от prilepin
Наша весна, наши звери, наши птицы! Наша любовь и нежность.


«Так вот он какой, железный занавес!»










«А ещё у меня лапки…»














Оригинал и комментарии

Наши! от prilepin
То есть, все наши и наш кубинец.

И ещё скажите, что вы рэп не любите.

Русский кубинский народный z-шторм-рэп! Сносит города и ломает нацизм.

Оригинал и комментарии

НАШ МАЛЬЧИШ от prilepin
У меня была в детстве другая книжка, более позднего издания, иллюстрации оттуда я уже выкладывал здесь - но и эта, в постсталинской иллюстративной манере, тоже замечательна.

















А. Гайдар "Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"

Иллюстратор Юрий Рейнер, 1958

Восхитительны, конечно, эти «пугачёвские» пушки, и эти фашистские жандармы буржуинов (в чем, увы, таилось пророчество), и бесконечные красные знамёна атакующих.

Оригинал и комментарии

*** от nikab

Во глубине вселенской хтони звезда заброшенная тонет.

Во глубине банальной лени дурак по щучьему веленью

Встает на лыжи, лезет в лужу, летит гусем туда, где лучше.

Но всюду лязг и блеск и плески. И жизнь висит на рваной леске.

И кот Баюн среди руин

Заводит сказку. Та смеется.

Но до утра не остается.

Четыре всадника, ликуя, спешат успеть… какого do you?

Их путь лежит на Беговую.

А наш с тобой – на боковую -

Плацкарт и поезд ленинградский, и поцелуй бесспорно братский,

И привкус питерского тлена. Прости, прекрасная Елена –

Ты стала остров. За тобой – лишь неба ломтик голубой.

Пропала Троя. След Париса – отныне просто биссектриса

И делит угол. Ванька, встань! Мы приезжаем на Казань,

Мы прибываем на Ротонду. Увы, порвалось все, что тонко.

Лишь завитушкой хохломы изогнут слог: здесь были мы.

Оригинал и комментарии

Кстатида от nikab

Оригинал и комментарии

*** от nikab

Почти что летний дождь ссыпается с ветвей, нетоптаный тюльпан торчит на клумбе влажной.

Маэстро соловей столичные дворы берет на карандаш, отслушивает важно -

Акустика окон и водосточных труб, препятствия стволов, аккорды гулких арок.

Дневной собачий хор, полуночный джаз-клуб, немыслимая брань кокоток и кухарок,

Скрип ветхих половиц, несмазанных дверей, «сигналка» БМВ, глухой хлопок «травмата»,

Возносит ввысь смычок измайловский еврей, у царского пруда блажит таджик лохматый.

Апрель не ждет беды. Часы рисуют круг. Сеньоры дальних стран грустить поднаторели…

Минуту тишины навзрыд ломает звук, в периметры дворов летят ножами трели.

Оригинал и комментарии

Нуми-ним от nikab

Завис на невидимой леске
Качаем потоком жары,
Резной колокольчик библейский -
Противник сезонной хандры.
Верблюды, печали лелея,
Бредут сквозь постылый песок.
Зеленым холмам Галилеи
Знаком петроградский вальсок.
По хрупкому льду ностальгии
Кружатся скрипачка и шут.
Ужели мы были другие? -
У желтого туфа спрошу.
Стена ни слезы не уронит
В пустую ладонь беглеца.
Мы просто бродяги в законе.
Признав неизбежность конца
Рисуем то профиль собора,
То строчку Иосифа Б.
Потом уезжаем – по скорой,
По трассе – навстречу себе.

Оригинал и комментарии

Ну что... от nikab

Начало апреля. Минск. Больше не страшно. Я сделала замкнутый круг из прошлого оборотом спирали и у меня осталась лишь благодарность к человеку, который когда-то сломал меня. Если бы не тот опыт, я бы не справилась с актуальным. А теперь продолжаю урок — видеть, слышать и понимать реального, живого человека, а не картинки в своей голове.

Оригинал и комментарии

Весь сказ от nikab

Матушка моя,
Яблоня,
У плетня на закате дня -
Убереги меня!
Укрой ветками,
Накорми яблоками,
Напои дождевой водой.
Порадуй -
Расскажи, как из Африки
Летят зяблики и стрижи,
Возвращаются жаворонки,
Над оврагом туман лежит,
Просятся жить ежи,
И кроты роют норы,
И скоро
Лужи
Лягушачьей икрой закипят,
Бабы будут купать ребят,
Обмывать у буренки вымя.
Яблоня, помнишь, как мое имя?
Как ты звала меня?
Август метал стога,
Месяц словно улитыш из тучки казал рога.
Было светло от немыслимого пожара.
Братца не сберегла
И сама до речки не добежала...
Бога ради, не трогай, не береди!
Прорастает дерево из груди.
От беды
Улетают на север
Ле-бе-ди.

Оригинал и комментарии

ПРО ИЛЬИНА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ЛИРИЧЕСКОЕ от prilepin
Просьба не повышать голос.

У меня есть несколько книг философа Ильина, я их в молодости читал, и вынес, что это был умнейший человек, а в некоторых вопросах - невероятно прозорливый (например, в национальном).

Да, последовательная ненависть к Советскому Проекту привела его к известным вывихам в убеждениях; но это в той или иной мере коснулось далеко не только его, а огромную часть эмиграции.

На них лежит эта вина - всяческого блудомыслия; равно как и на оставшихся здесь - вина о порушенных храмах, о жуткой коллективизации, об убитых поэтах, о многом, многом, многом.

Хотя Россию спасли всё-таки оставшиеся здесь - и это неоспоримо.

Но нынче я о другом хочу сказать.

Вот, к примеру, в числе прочего Ильин говорил и такое о событиях 1941 года, вчитайтесь.

«Есть общее правило международной политики: когда два врага моей родины начинают борьбу друг с другом, то мне следует расценивать эту борьбу не с точки зрения международного права, или справедливости, или сентиментальных настроений, но с точки зрения прямого интереса моей родины и экономии ее сил. В таких случаях показуется нейтралитет. Массовая сдача в плен русских солдат в 1941 году и была такой инстинктивно найденной попыткой занять нейтральную позицию».

(Ильин И.А., 1950 год).

То есть, Ильин и пять лет спустя после войны считал то, 1941 года предательство - нормальным.

(Как и Солженицын позже).

И, глядя на это, я всякий раз вспоминаю про чудаков, которые носят по сети туда-сюда всякие цитаты, скажем, Ленина (впрочем, в 9 случаях из 10 - ещё и выдуманные, либо обрезанные со всех сторон, что и смысл их меняет, и контекст).

Вы, повторю в который раз, осознаёте, что в эту игру можно играть вдвоём?

Что любой ваш кумир - даже и Деникин, не говоря про Врангеля или тем более Краснова - такого за свою жизнь наговорил, что там козырей, чтоб бить ваши «ленинские цитаты» - завались.

А уж что они наделали в своей жизни, каких ужасных и ничтожных распоряжений наотдавали… Все, говорю, ваши (а временами и наши общие) кумиры, и даже император, и даже иные великомученики времён Гражданской.

Вы вот на что надеетесь, когда цитатки туда-сюда, напрягаясь от тяжести, таскаете?

Что кроме вас никто читать не умеет?

Ну так люди-то умеют.

Но беда даже не в том, что умеют.

Беда ваша в том, что если кто-то однажды всерьез полезет в архивы белогвардейских изданий времён Гражданской, предвоенных времён, времён Холодной войны, заберётся в архивы и разберет тайные и явные переписки наших бывших белых генералов и поуехавших священнослужителей, и прочих деятелей, и изучит все их соглашения с натуральными нацистами, фашистами, со всеми мировыми спецслужбами - вы ж сами ошалеете.

И будете тогда сидеть со своей сказкой о «пломбированном вагоне», и в сотый раз рассказывать, что «без большевиков имперская Россия победила бы Гитлера в 1940 году, а в 1941 году улетела бы в космос, и ракетой правил бы князь Гагарин» - но смотреть на вас будут уже не с тем доверием, что нынче.

А совсем с другим чувством.

Лучше бы прекратить заранее это всё… с вашими цитатками… с вашими этими программками на тему «как умирал красный тиран» и прочей похабенью…

Нет?

Как жаль, как жаль.



И ещё.

Если у нас демократия, и мы хотим иметь университет Ильина - ну давайте тогда в столице откроем заново и университет Ильича?

И сталинский центр, конечно же.

А то ведь как получится? Как у либералов ранее получится. У нас начнут выпускать сотни, а затем тысячи студентов на Ильине воспитанных, но при этом говорить: а что там ваши ленинские идеи - о них молодёжь не знает, молодёжь знает Ильина.

Так нельзя, друзья мои.

Так делали либералы до вас.

Так нехорошо.

Хотите конкурировать - давайте конкурировать.

Оригинал и комментарии

ЯНКИ, ЛОЖЬ, БОГАТСТВО НА КРОВИ СЛАВЯН от prilepin
Американский миллиардер Дэвид Сакс:

– «Эксперты» наконец-то признают, что Россия выигрывает войну на Украине, но продолжают лгать о том, почему. Причина не в бездействии Конгресса в отношении дальнейшего финансирования.

Причина в том, что у России больше рабочей силы, чем у Украины, они производят больше артиллерии, чем Запад, и имеют превосходство в воздухе.

Россия использует свою авиацию для разрушения украинской инфраструктуры и военных позиций с помощью огромных бомб FAB. США не производят достаточно средств ПВО, чтобы изменить эту реальность, особенно в свете всех конкурирующих потребностей в этих ограниченных поставках.

В любом случае если сейчас законопроект о финансировании Украины будет принят, это не изменит исход войны.

Что он сделает, так это набьет множество карманов, возможно, в последний раз, что и является настоящей целью здесь.

Конец цитаты.

И ещё раз напомню.

Этот невероятный перевес смог всем нам обеспечить Советский Союз, чьи замороженные производства были разморожены в течение двух лет.

Пришлось, правда, вызывать с пенсионного отдыха ещё и советских специалистов – от токарей до инженеров. Так что и этот задел нам тоже оставили проклятые комиссары, дедушка Ильич, дедушка Виссарионович и ещё один дедушка Ильич.

Оригинал и комментарии

ТОТ СЛУЧАЙ, КОГДА ХОТЕЛОСЬ БЫ ВЕРИТЬ ЗЕЛЕНСКОМУ от prilepin
Украина готова к переговорам, но не с Россией, поскольку Владимир Путин их на самом деле не хочет, заявил Зеленский.

"Все их рассказы, то, о чем они говорят, мы знаем из нашей разведки. В США знают всё то же самое. Итак, мы понимаем, что он не готов ни к каким переговорам. Он не хочет. Ему это не интересно. Для него это не победа. Ему нужна победа. И для него победа – это уничтожить Украину", - заявил Зеленский в интервью PBS.



Поэтому Украина продвигает свою "формулу мира" и собирает мировые саммиты без участия РФ, чтобы Москва этот план "не заблокировала".

На вопрос журналиста, не станут ли условия переговоров со временем хуже, чем сейчас, Зеленский ответил, что Россия в диалоге не заинтересована.

Кроме того, Зеленский заявил, что без выделения американских 60 млрд евро помощи у Украины "не будет шансов на победу".

На вопрос журналиста PBS, сколько времени смогут удержаться ВСУ без этой помощи и смогут ли они отбить ожидаемое в ближайшие месяцы наступление россиян, он ответил:

"Могу вам сказать откровенно: без этой поддержки у нас не будет шансов на победу. Нам нужно быть намного сильнее своего врага. Сегодня соотношение артиллерийских снарядов у нас составляет 1-10. Сможем ли мы удержаться? Нет. В любом случае, с такой статистикой нас каждый день будут отталкивать. Чтобы защитить 100 процентов того, что находится под нашим контролем, нам нужно будет перейти от одного к сравнению чисел, 10-10".

На уточняющий вопрос журналиста, позволит эта сумма удержать территории или пойти в контрнаступление и прорвать оборону РФ, З. не ответил. Зато рассказал, что РФ превосходит Украину в живой силе и оружии.

Оригинал и комментарии

МОЙ ДОМ. ОБИТАЮ ГДЕ. НЕСКОЛЬКО КАДРОВ от prilepin








Оригинал и комментарии

от prilepin
16 апреля 2015 года в Киеве был застрелен Олесь Бузина.

Сильный был человек, бесстрашный.

…а это мы с ним обмениваемся телефонами. В 2014 году. Когда всё только начиналось.

…и всё длится и длится.

Это я инициировал появление огромного мурала - портрета Бузины в центре Донецка в 2016 году.

И ещё я пообещал, что Олесю будет памятник в Киеве.

Оригинал и комментарии

БЕЛЫЙ СТАН, ГДЕ ЕГО НЕ БЫЛО от prilepin
Ещё раз по поводу вчерашнего дня рождения Гумилева.



Приобрел я тут по случаю антологию белогвардейской поэзии «Белый стан». Открывает её, конечно же, Гумилёв.

Всё это, скажу ещё раз, откровенный абсурд.

Гумилев всю Гражданскую войну работал в советских учреждениях, не проявляя ни интереса, ни симпатии к Белому движению. Но, напротив, самым активным образом вкладываясь в воспитание революционных масс, которые гнали прочь эти самые белые армии.

Корней Чуковский вспоминал:

«…В девятнадцатом году Гумилев читал лекции на курсах Пролеткульта. Сидели перед ним матросы, гимназисты, рабочие. В первый раз взойдя на кафедру, он объявил: «Я синдик пуэзии». В торжественных случаях он произносил: «пуэт», «пуэзия». Они поняли, что синдик — это некто весьма важный. С тех пор верили уже каждому его слову. И очень его любили. Когда он перебирался из Царского в Петроград, — с поездами перебои были, — так эти пролет-культы всю его мебель, столы, этажерки на руках перетаскали".

Матросы - вы ведь понимаете, кто это такие в 1919 году? Это передовой отряд революции, ведущая её сила.

Это как если бы Маяковский в 1919 году читал лекции в Черкасске казакам и всяким прочим съехавшимся туда корнетам, а также антисоветски настроенному купечеству.

Почему Гумилева так старательно затягивают в «белый стан»?

В том числе потому, что на самом деле белогвардейская поэзия - в сравнение с красноармейской - проигрывает несказанно. В сущности, там почти нечего сравнивать. Если исключить Туроверова, Несмелова, Савина, Ладинского - белогвардейская поэзия не дала хоть сколько-нибудь весомого ряда имён. Но и названные, при всем моем искреннем уважении - не первый, конечно, ряд.

(Не путать с поэтами-эмигрантами - Ходасевичем, Адамовичем, Поплавским, а также Бальмонтом, Северяниным и Цветаевой - никто из них никаким белогвардейцем не был, Бальмонт, напротив, до 1921 года был поэтом активно советским, его даже в советских школах преподавали, Северянин был совершенно аполитичен, Ходасевич и Адамович в Гражданскую работали в советских конторах и в «белый стан» даже не собирались, а Цветаева - при всех своих симпатиях в эпоху Гражданской к белым - за границей оказалась женой советского разведчика, о чем отлично знала).

В общем, любая антология советский красногвардейской поэзии - побивает (если Гумилева нет в «белом стане») белогвардейскую безоговорочно и с разгромным счетом.

Мы даже не берем Блока, Маяковского, Брюсова (вступившего в партию) и Есенина (который в 1918 году записался в красногвардейскую дружину и просил принять его в партию большевиков) - а упомянем только тех, кто непосредственно служил в частях Красной армии - это и Багрицкий, и Луговской, и Прокофьев, и Приблудный, и Алексей Сурков, и Михаил Светлов, и так далее, и тому подобное.

Поэтому Гумилев всегда будет козырем в этом счете, хоть и, повторяюсь, нечестным.

Гумилев был монархистом - не рискну рассуждать насколько идеологически выверенным и с какого времени столь сильно мотивированным - что реально угодил после окончания Гражданской в натуральный заговор, - но в любом случае делать ему в Добровольческой армии, среди генералов ликвидировавших монархию, было нечего.

…вчера в комментариях писали, конечно же, что казнь Гумилева - страшный грех на совести Советской власти. Спорить тут сложно и незачем; грех! - остается только подивиться упрямству петроградских деятелей, которые загубили поэта, не спрашивая у Москвы никаких на то разрешений. Черти кровавые.

Но я рискну привести тут простой пример. Если завтра какой-нибудь значимый современный литератор угодит в заговор с целью совершения военного государственного переворота в России, с низложением действующего президента, и будет за то наказан самым беспощадным образом - много ли плакальщиков о Гумилеве - выйдет на Красную площадь проклинать современного «тирана» и его «опричников»?

Я заранее отвечу сам на заданный мною же вопрос: у нас имеется одна икона «правого» спектра - монархист, белогвардеец, антисоветчик, герой - Стрелков.

Ну так что - все, кто вчера клял советскую власть за Гумилева - много ли делают для освобождения Стрелкова? Готовы ли они теми же словами клясть современных «чекистов»?

Или у них - «это другое»?

С большого расстояния всегда всё кажется понятным и очевидным. Вы попробуйте в упор быть такими принципиальными и всё понимающими, как вы всё понимаете про 1918 год и про 1921 год.

Оригинал и комментарии

КОГДА ВЫСМЕИВАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ НЕТ УЖЕ НИКАКОГО ЖЕЛАНИЯ от prilepin
Французский президент объяснил, почему Израиль имеет право участвовать в Олимпийских играх-2024 в Париже под своим флагом, а Россия – нет:



«Россия приняла решение начать агрессивную войну, которая продолжается уже более двух лет, поэтому решение было принято, на мой взгляд, соразмерное и справедливое.

Израиль пострадал от террористической атаки и реагирует на нее. Да, мирные жители в секторе Газа гибнут из-за бомбардировок, поэтому мы призываем к перемирию и прекращению огня. Но это другая ситуация.

Мы можем не соглашаться с Израилем в том, как защищаться, но мы не можем сказать, что Израиль является нападающим.

И поэтому различие очень четкое.

Поэтому на Играх будет израильский флаг и спортсмены, которые будут проводниками мира».

Оригинал и комментарии

НЕВЕРОЯТНОЕ ЧУВСТВО ПРИРОДЫ от prilepin
Продолжаем извлекать шедевры из бесконечной сокровищницы советской живописи.

Там даже дна не видно!

А мы всего лишь даем примерно десятую подборку по одной лишь теме – весна.

Нелишним будет напомнить одну цитату:

«Вообще мы сейчас должны поднимать качество. Пусть будет меньше картин, но более высокого качества. Зритель наш вырос, и мы должны показывать ему хорошую продукцию».

Знаете, чьи слова? Иосифа Сталина.

Увы, со времён Ленина и Сталина мы не слишком легко вспомним правителей, которых всерьез волновало бы качество национальной живописи.

Ну и зря!

Всем весны в полную силу.









Оригинал и комментарии

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Архив лучших постов