Недавние тренды рунета

Недавние тренды рунета

Маяк №3: Интервью с Борисом Холмянским от ezhikov
Это третий видео-подкаст с важными для меня людьми, помогающими топ-менеджерам, руководителям и специалистам в позитивных личностных изменениях. Многие из них увлечены вопросами личной миссии, призвания, предназначения, поиска смысла в профессиональной деятельности и карьере, и так далее.
Борис Холмянский, скрин беседы https://youtu.be/ZJyukDGRl0g
В этот раз я в гостях у Бориса Холмянского, опытного серийного бизнесмена, моего давнего наставника, отца шестерых детей и человека, глубоко разбирающегося в теме светской самореализации. Как пример: свою первую научную программу по изучению Mindfulness Борис организовал и спонсировал в далёком 2008-м году. Сейчас Борис с партнёрами развивает проект Среда42, нацеленный на управляемое развитие и масштабирование малых и средних компаний.
Мы поговорили о личной миссии, предназначении, осознанности, реализации, мастерстве и вере.
Смотреть полное видео на YouTube

Неклассический бизнесмен

АЁ: Спасибо, что согласился инвестировать свое время в то, чтобы поделиться мыслями про личную миссию, предназначение, призвание и все, что с этим связано. Это очень радостно. Я хотел бы начать с твоей личной истории. Думаю, это будет очень ценно для других.

С одной стороны, ты предприниматель с самого начала лихих 90-х. В 2000-е у тебя были сталелитейные и обрабатывающие бизнесы, банкинг и, параллельно, IT-стартапы, диджитал-компании… Сейчас у тебя фонд посевных инвестиций в компании реального сектора. В общем, всё это выглядит как путь классического бизнесмена, чей интерес — деньги. То есть, ты видишь какую-то прибыльную сферу, нишу или сегмент и начинаешь туда вкладываться.

Но есть и другая сторона: более 10 лет ты помогаешь людям с личностным развитием и изменениями в формате бизнес-тренингов и групп психологической работы. И это вообще не про деньги. Можешь объяснить, в какую цельную картину складывается этот путь для тебя самого?

БХ: Ну, хорошо. Смотри! Я натура увлекающаяся и поэтому, в общем, мне всегда было интересно заглянуть за разные стороны.

История про Гонконг

БХ: Однажды мы с моей младшей дочерью Настей были в Гонконге. Мы взяли классного англоговорящего таксиста и поехали по галереям. Contemporary Art Gallery была наша цель. Во время этой поездки таксист нам рассказывал про Гонконг, а потом, ближе к концу, спросил: «А чем ты занимаешься?» Я говорю: «Я бизнесмен». А он смеется и говорит: «Не пойми меня неправильно. Я знаю бизнесменов. Бизнесмены интересуются деньгами, ресторанами и поспать. Всё. А по Contemporary Art Gallery бизнесмены не ездят. Ты мне голову не морочь». И я понял, что со мной как с бизнесменом действительно что-то нет так.

Но эпохальное событие со мной случилось на праздновании моего 45-летия. К этой дате я, собственно говоря, достиг того, чего только может желать человек. Дача, машина, квартира — это во-первых. Во-вторых: машин много, дач много, вилла на Кипре, дом в Кёльне. Всё.

История про 45-летие

БХ: Празднование моего дня рождения проходило в Розовом павильоне Павловского дворца. Было очень много уважаемых гостей. И вот мы стоим с одним из моих почетных гостей на крыльце, курим дорогие гаванские сигары ручной работы, в мою честь бабахает салют над Павловским парком, и он, искренне радуясь за меня, говорит: «Выглядишь как человек, который всего достиг».

Я продолжаю курить сигару и до меня медленно доходит смысл этой фразы: я действительно так выгляжу. И я понимаю, что это, вообще-то, не то, чего я хотел достичь в жизни. Хотя, с точки зрения всех окружающих и близких мне людей, я был вообще супер-пупер.

О чём ещё может человек мечтать в 45 лет? Есть три дочери. У каждой из них есть квартира и машина. И, соответственно, в семье шесть машин. Есть офис в Москве, офис в Питере, офис в Кёльне, офис на Кипре, офис в Люксембурге. Ну, здесь, в общем, все хорошо. Но я понял, что это, вообще-то, не то, ради чего я здесь. И следующий свой 46-ой день рождения я встречал в Шаолиньском монастыре.

Понятное дело, что человек, который всего достиг, должен начать не с чего-нибудь, а именно с Шаолиньского монастыря. У меня была такая мысль (ну, я же такой бодрый парень), что сейчас быстренько всё за год пойму. И я на свой 46-ой день рождения собрал группу энтузиастов и устроил с ними объезд по буддийским монастырям.

Мы начали со знаменитого монастыря «Белой лошади» (Баймасы), потом — Шаолиньский монастырь, потом полетели в Лхасу. А в монастыре Ганден я познакомился с настоятелем этого монастыря. Если говорить об исторической значимости буддийских монастырей, то Ганден — это номер один, естественно. Это источник современного тибетского буддизма. Он был основан Цонкапой, который, собственно, почитается как учитель первого Далай-ламы и основатель института Далай-лам вообще. Причем, как настоящий основатель, он сам не стал Далай-ламой.

В Гандене я проникался этой историей, мыслью, общался, фотографировался с настоятелем и думал, что сейчас быстренько все пойму. Но выяснилось, что так не работает.

Апгрейдить свой чердак

АЁ: И что ты тогда успел понять? И самое главное — куда тебя это дальше сдвинуло?

БХ: За год, который был запланирован, чтобы всё понять, я понял только одно: это такая дорога длиною в жизнь. Если взять аналоги диеты, то, как известно, диета не помогает, а помогает только культура питания. Но культура питания — это на всю жизнь. А на диете за три месяца сначала можно потерять 10 килограмм, а после этого набрать 12.

В общем, разобраться с буддизмом и просветлением за год — была такая забавная концепция. Но я её исповедовал несколько раз, на самом деле. И в 2008-м году у меня была точно такая же мысль: ну теперь-то, когда я уже всё понял, я смогу это объяснить за год.

А оказывается, что если ты всё понял, то за год нельзя это объяснить. Просто потому, что нельзя это всё воспринять за год.

И сейчас, когда я всё понял, причем понял не один раз, я точно знаю, что меня ждёт еще не одно утреннее пробуждение с горящими глазами: «Вот теперь-то я всё понял!». От этого радостно. Но, тем не менее, уровень ясности, например с 2008-м годом, несравним.

Поэтому сейчас я с удовольствием занимаюсь и бизнес-обучением. Я просто понимаю, как выстраивается эта логика в голове человека. Для себя я это называю «апгрейд софта». Нужно помочь человеку сделать апгрейд собственного софта. Нужно время от времени апгрейдить свой чердак. И вот «апгрейд софта» — это такая важная история. И, поскольку я в группе риска по коронавирусу, мне уже 65 плюс, я задумываюсь об активном долголетии, — на очереди новый проект. Опять-таки я в этом направлении очень много, что понял. Проект будет про отличное самочувствие в любом возрасте и при любой интенсивности труда. Ведь когда человек трудится с утра и до вечера и ещё хочет успевать общаться с семьей, с друзьями и прочее, ему нужно обладать отличным ресурсом здоровья и энергии. Я сам до сих пор интенсивно тружусь. Поэтому мы с коллегами в этом году будем запускать новый проект про отличное самочувствие и несокрушимое здоровье в любом возрасте.

Миссия человека и логика Бытия

АЁ: Ты начал с того, что ты — человек увлекающийся, тебя манит от одной большой темы к другой или, по-другому можно сказать, от одного утреннего пробуждения с горящими глазами до другого утреннего пробуждения с горящими глазами. Но за этими витками развития, метафорически выражаясь, направленными в разные стороны, не прослеживается ли какой-то большой дороги, широкого какого-то пути или направления? Укладываются ли они в какую-то логику?

БХ: На эту тему есть два ответа. Один выглядит следующим образом. Конечно, мы можем задним числом рационализировать все метания, которые были, как некое последовательное приближение. У Борхеса есть чудесный рассказ «Приближение к Альмутасиму». Все метания есть приближения к Альмутасиму. Но это рационализация задним числом.

Потому что было бы зачетно, если бы я это сформулировал в каком-нибудь 97-м или 98-м году. Тогда был тоже такой эпохальный момент в моей жизни, когда я понял, что я пережил экономический кризис без потерь. То есть к 98-му году я осознал, что я настолько был готов к нему после кризиса 95-го, что я пережил его практически с выигрышем, без потерь. И тогда мне казалось, что я понимаю, куда меня ведёт мой жизненный путь. Правда, потом выяснилось, что ни хрена. Поэтому один мой ответ, что да, я могу рационализировать всю эту историю задним числом.

А другой ответ выглядит так: конечно же, во всем есть логика, только это логика не моего сознания, а логика Бытия. То есть как бы мы не относились к тому, как устроено Бытие, — это Случай или какой-то там Криэйтор, но, в любом случае, они создали всю эту систему и она обладает внутренней нерушимой логикой. Анализируя эту внутреннюю логику, можно быть уверенным, что во всех наших метаниях тоже есть своя логика. И она становится все больше мне понятна примерно с 2007 года, то есть уже 13 лет!

Две способности: преподавание и визионерство

АЁ: А ты ее можешь как-то описать для внешнего потребления, для других? Для тебя она понятна как концепция?

БХ: Я достаточно способный человек. И у меня много способностей, из которых две самые ярко выраженные. Первая — это способность преподавать. От природы. Хоть я и не учился в педагогическом институте, я очень хорошо могу передать мысль. Более того, я могу сделать так, чтобы человек понял и после этого думал, что он сам дошел до этой мысли. А это еще более ценно. Преподавание мне доставляет удовольствие. Мне не жалко, что ученик не признает моего авторства, а думает, что это он сам. И хорошо. Это и была цель. Потому что только это знание и ценно, которое ты сам приобрел.

А вторая моя способность — я вижу будущее. То есть то, что сейчас модно называть «визионер». Например, в 2007-м году я создал такой небольшой фондик исследования воздействия медитации на здоровье. Для меня было очевидно, что через 10 лет медитировать не будет только ленивый. А в 2007-м году это выглядело так себе, попахивало эзотерикой всякой, хоть я и говорил, что никакой эзотерики, это доказательная медитация, это научное исследование. У нас было много публикаций на эту тему, мы делали международные доклады.

АЁ: Да, я тоже принимал участие как один из подопытных.

БХ: Не вызывало сомнений, что в коротком будущем, на горизонте 10 лет, это будет массовый тренд. Но с визионерами в чем проблема обычно? Они видят будущее, точно видят, что будет, но не видят когда. Не всегда угадывают, когда это будет. И этот лаг бывает слишком длинным для бизнеса, если мы пытаемся применить это к бизнесу. А я, конечно же, применяю это к бизнесу. Поэтому иногда бывает, что я поторопился. Я слишком переоценил.

Пример: Визионерство

БХ: Или вот сейчас я уже года три говорю, что нефть перестала быть стратегическим ресурсом. И скоро, лет через 10, традиционная энергетика умрет. А мне говорят: да ладно, до этого еще 100 лет будет. Нет, мне уже понятно, что никаких 100 лет. Мир уже радикально изменился. Даже мой учитель в области медитации и расстановочного дела Свагито Либермайстер, когда мы с ним гуляли по Баварии лет пять назад и я говорил, что к 2020-му году электромобиль будет common sense, возражал: «Да нет, что ты! Ты не знаешь баварцев. Этого не может быть! Никакого электромобиля к 20-му году не будет. Это все какие-то придумки отдельных отщепенцев американцев. Ничего не получится». Ну, теперь-то мы все знаем, что электромобили — это не какое-то загадочное будущее, это уже здесь.

АЁ: И даже от компании Porsche.

БХ: И от компании Porsche, и от BMW, которые наставили заправочных станций по всей Баварии и в Баварии теперь нет проблем. В любом Макдональдсе стоит заправка для BMW i. И ты, соответственно, пока пьешь кофе, можешь зарядиться.

О суперсиле

АЁ: Давай вернемся к тому, что ты рассказывал про две свои суперсилы, про преподавание и визионерство. Как ты это воспринимаешь? Это нарабатываемый навык, это свойство организма, это что-то врожденное или приобретенное, nature versus nurture… Как это у тебя внутри представляется?

БХ: Я думаю, что это проявление того, что есть. Любой человек, обладающий средними лингвистическими способностями, может стать Advanced в English. Более того, каждый уровень займет у него 60 часов. Когда человек учит английский, он проявляет свою потенциальную способность. Если человек обладает выдающимися лингвистическими способностями, он может Advanced сделать за 3 месяца. Но он же может никогда не выучить английский язык. Это не отменяет, что у него эта суперсила есть. Она есть, она просто не проявлена.

У меня очень широкий круг общения и через него, через это обучающее общение, количество человек, наверное, уже к тысяче подбирается…

И среди них я не видел людей, которые не обладают суперсилой. Она может быть маленькой или большой, или непроявленной, но они ей обладают.

Пример: Не лузер

БХ: Например, мы тут общались с одним человеком… Назвать его учеником было бы неправильно. Кто мы? Путники. Те, с кем по пути. В общем, встретился я с одним путником. И он даже не подозревал, какая у него есть суперсила. Он часто себя называл лузером, он говорил: «Даже если я болею за какую-то футбольную команду на матче, я всегда болею за проигравшего, я лузер».

А я обратил на это его внимание: «Так это же суперсила, ты всегда знаешь, кто выиграет матч. Твоя суперсила — на стороне проигравшего. Более того, это говорит о твоей глубокой душе. Ты заранее на стороне слабого. Это огромное сострадание для твоей души». А он считал, что он лузер и поэтому лузеров все время выбирает. Нет! Он не лузер, он обладает суперсилой. У него ещё и вторая есть. Она могла быть, а могла не быть. Сейчас это к разговору не относится. Но вот здесь как пример, что человек обладает суперсилой.

Её точно можно как-то утилизировать и развить. Просто большинство людей даже не понимают, какой ценностью они обладают, потому что это не всегда очевидно. И, конечно же, некоторые от природы обладают большей силой. Это факт, тут справедливости нет. Создатель не раздавал всем по 500 грамм. Нет. Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Стартовые условия у всех разные. Но это не значит, что если стартовые условия у всех разные, то и на финише будут все в точно таком же порядке. Нет. Какие бы у тебя ни были стартовые преимущества, жизнь настолько длинная, что значение имеет только скорость роста. Поэтому последние станут первыми, как сказано в известной книге, — это про скорость роста.

Имеет значение только скорость роста. А не стартовая позиция.

Концепции личной миссии и предназначения

АЁ: А как ты относишься к концепциям личной миссии, призвания, предназначения, что они для тебя обозначают? Как тебе кажется, имеют ли они какое-то отношение к жизни людей вокруг тебя и твоей собственной?

БХ: Смотри, я как-то для себя сформулировал концепцию миссии, будучи как раз в Баварии, в Мюнхене, наблюдая на Максимилианштрассе за работой экскаватора. Я первый раз такой видел. Чудо просто! Я ходил за ним и смотрел.

Пример: Экскаватор

БХ: Экскаватор вот такой маленькой ширины буквально на резиновом ходу (то есть у него гусеницы резиновые) и вот такой ковш, вот такой ковшичек… [Показывает руками узкий ковшик. — АЁ] Соответственно, на Максимилианштрассе не остановили ни пешеходное движение, ни автомобильное… Выгородили вот такую городушку, в этой городушке едет вот такой экскаватор и вот этим ковшичком, я не знаю, из какого сплава он сделан, режет асфальт, как масло.

Он вырезает асфальт, делает траншейку, в этой траншейке меняют трубу… Чистенько всё. Как будто там пылесосят одновременно. Он так всё выгребает, делает эту траншейку, трубу меняют бесшовно. Затем заасфальтировали полосочку и уехали.

Значит, у экскаватора предназначение — копать. Более того, у одного экскаватора предназначение копать такие узкие траншейки, а у другого экскаватора копать карьеры. У них разное предназначение. Хотя у них обоих предназначение копать, но у одних — траншейку, у другого — карьеры.

Дальше. Миссия в этот момент у этого экскаваторчика — переложить кабель на Максимилианштрассе, чтобы никому не мешать. Это была его миссия. А, соответственно, если мы возвращаемся к человеку, то предназначение — это то, что в него вложили Создатель, родители, система. То, что вложили в человека, это и есть предназначение. Один человек предназначен копать, другой предназначен преподавать, третий предназначен быть выдающимся баскетболистом… Джордан забрасывает мяч в кольцо из любого положения. Но это предназначение. Он мог его реализовать, а мог не реализовать.

Дальше: миссия. Это решение. Причем решение может быть бредовое. Ну, например, топор предназначен рубить. Это его предназначение — рубить. Но у него может быть миссия, вследствие бредового решения какого-то человека, — миссия рубить старушек. Это же не от Бога рубить старушек, эта миссия — следствие бредового решения бредового человека.

Ответственность за решение

АЁ: Но всё равно чего-то за пределами этого топора. Ну то есть что-то за пределами топора решило, что надо этим топором порубить кого-нибудь.

БХ: Да, такая миссия. Но топор не несёт ответственности за своё решение. В отличие от топора, человек несёт. Человек по исполнению 21 года несёт ответственность… У евреев, например, есть процедура такая — Бар-мицва, то есть «сын закона». В 13 лет и один день мальчик говорит: «С этого дня я несу ответственность за исполнение закона. Не мои родители, а я. Я становлюсь сыном закона». Бар-мицва. И всё. И когда человек начинает нести ответственность (с 13 лет или, как по законодательству, с 21 года), то дальше за свою миссию, какая бы бредовая она ни была, он также несёт ответственность.

Я не утверждаю, что человек полностью и сознательно принимает решение о своей миссии. Конечно же, нет. Но чем выше уровень осознанности, тем больше доля человека в этом решении. То есть миссия — это решение, что я буду выполнять ту или иную миссию. Это не то, что Господь мне прислал. Господь прислал мне предназначение, то есть способности. Это совокупность того, что дали родители с обстоятельствами моей ранней биографии. Можно назвать это случаем. Но к 21 году, к моменту принятия решения о миссии, я уже как бы сформирован, у меня есть какой-то уровень осознанности.

И чем выше уровень моей осознанности, тем осознаннее я делаю миссию ближе к предназначению.

То есть, чем ближе миссия к предназначению, чем она лучше раскрывает предназначение, и тем всем лучше: и Создателю, и человеку. Я уверен, что у Джордана не единственное предназначение — забрасывать мяч в корзину. У него и других талантов до фига.

АЁ: Я как раз хотел задать вопрос про единичность и множественность предназначения и миссии в твоей картине мира. Предназначение — одно или может быть много? Личная миссия, которую я выбираю, — одна или их много?

БХ: Если способностей много, то и предназначений много. Это как сумка с инструментами.

АЁ: Или швейцарский нож.

Пример: Сумка с инструментами

БХ: Ты обнаруживаешь у себя сумку с инструментами и смотришь, много ли там у тебя инструментов. И если инструментов много, то у тебя сложности: что с ними делать? А если человек открывает, а там одна универсальная дрель, ему легко. Он знает, что он художник-дырочник. Всё. Ему дырки сверлить. У него дрель. И если у людей есть какое-то сильное предназначение, которое крайним образом проявилось… Как например, мой кумир давних лет, Майя Михайловна Плисецкая. Ей просто: она уже в 7 лет знала, чем она должна заниматься в этой жизни.

АЁ: У меня есть похожий кумир, современный. Парню сейчас 22 или 23 года, его зовут Jacob Collier. Это современный Моцарт. Про него мало кто знает. Но это Моцарт нашего времени, с точки зрения музыки, исполнения, создания музыки.

БХ: Майя Михайловна Плисецкая была универсально образованная и талантливая женщина. Но один талант у неё был настолько более выдающимся, чем всё остальное, вместе взятое, что у неё не было сомнений на тему её миссии. Понятно, что этот талант можно было применить, танцуя в баре. И стрип-данс, при её сложении, у неё получился бы отличный. А можно было выступать в Большом театре. А она — в Мариинке.

Проявление себя и реализация

АЁ: А что делать людям, которые, оглядываясь назад, не находят в себе такого яркого таланта. Много таких людей. Я смотрю назад и понимаю, что в детстве я не был ни суперфутболистом, ни супермузыкантом, ни суперматематиком. А сейчас я смотрю на себя: я руководитель в компании. Мне многое удалось. Но я не Моцарт и я не Плисецкая. Что же мне с этим делать-то? В чем моя суперсила? Как мне её найти?

БХ: Смотри, проблема не заключается в суперсиле. Я потратил много лет, размышляя на эту тему. Конечно, универсально одаренные люди гораздо сложнее, чем Майя Михайловна. Гораздо сложнее. Потому что их кидает то в одну, то в другую сторону. И они норовят и здесь успеть, и там попробовать. И это вопрос к проявлению себя.

Пример: Путь мастера

БХ: В те времена, когда я шлялся по Востоку и изучал восточные традиции, я понял одну удивительную историю, как выглядит путь мастера. Сначала человек осознаёт, где находятся его способности. Потом он выбирает, где он достигнет мастерства. И так он становится мастером. И на самом деле не имеет значения, в чём он станет мастером: хоть подмётки подбивать, хоть преподавать буддизм, хоть рыбу ловить.

Потом, когда он оттачивает мастерство и понимает место своего мастерства в этом мире, у него накапливается, создается такой уровень обязанностей относительно этого, что он становится тем, кто на Востоке называется, — «просветленный мастер».

И я долгое время думал, что это и есть цель. Но на самом деле это только начало в глубокой традиции. Это только начало пути к тому, что называется «реализованный мастер». Есть такой термин. Он обозначает человека, который реализовал то, что в него заложено.

И когда он реализовал себя… Неважно: он создал целое направление в буддизме, или, как Цонкапа, обучил первого Далай-ламу, или как Бодхидхарма, который создал дзен-буддизм. Он стал великим реализованным мастером. Так же и рыбак, который построил счастливую семью, ловил рыбу и к которому ходили все соседи, чтобы посоветоваться. Он реализовался. Всё. Он реализованный мастер. И тогда, когда реализованный мастер уходит из этой жизни, он уходит легко и счастливо, сделав всё, что он должен был сделать.

Вообще всё, конечно, нельзя успеть. И, слава Богу, можно, на эту тему можно не заморачиваться: вдруг ты всё сделаешь и что ты будешь делать потом? Как дурак будешь сидеть и ждать смерти? Нет. Всё нельзя сделать. Ковбой умирает в семье. Это семья. Потому что нельзя успеть все сделать. Но реализовать то, что в тебе заложено можно. И тогда человек чувствует себя отлично. Не важно, сколько ему дано. Сколько дано, столько и реализовал. Некоторым дано много: Илону Маску дано много, Стиву Джобсу дано до хера, нам дано меньше… Но какая разница? Реализовал — это как история про лепту. Лепта же ценна не количеством, а тем, что это все 100%, которые у тебя есть. Поэтому удовлетворение ты получаешь не когда ты сравнился со Стивом Джобсом, а когда ты реализовал значительную часть из того, что в тебе заложено.

Ковбой умирает в семье

АЁ: Я хочу вернуться к твоей оговорке про то, что ковбой умирает в семье. Мне это понравилось. У тебя сейчас шестеро детей? Я не сбился со счета? И максимальная разница лет 30, наверное, если не больше?

БХ: Слушай, раньше я говорил «пока». На том месте, когда у меня еще было пятеро, я говорил «пока пятеро». Но сейчас я говорю: «У меня шестеро». Без слова «пока».

АЁ: У меня есть гипотеза, что дети в таком количестве на протяжении такого длинного жизненного периода просто так не появляются. И вот вопрос: что ты думаешь о связи отцовства, материнства и предназначения с личной миссией? Может ли вообще личная миссия, если мы её выбираем, быть реализована в воспитании своих детей?

Я задаю этот вопрос, так как очень часто, работая с руководителями, особенно промышленных или добычных предприятий, я замечал, что они очень строго разделяют семью и работу. В голове у людей есть настоящий забор с колючей проволокой: вот там работа, а вот тут — семья.

А бывают такие картины мира, когда моя семья — это всё, моя цель в жизни, моя миссия. Мой интерес — поднять детей и так далее. А на работе я просто зарабатываю деньги, хотя и делаю очень важное дело, делаю то, что я лучше всего умею делать. Вот такая бывает картина. Как тебе кажется, может ли миссия заключаться и реализовываться в семье так, чтобы работа была чем-то параллельным или вспомогательным?

БХ: Как мы уже говорили, у человека не одно предназначение. Он реализует разные свои способности. А способность быть родителем заложена в большинство людей. Конечно, есть и исключения, например, чайлдфри. Люди, которые осознанно решили не реализовывать эту опцию.

Я, понятное дело, с младшими детьми реализую эту опцию гораздо более осознанно, чем со старшими… И эта разная степень осознанности не мешает реализовывать другие свои способности.

Пример: Механик и шахтёр

БХ: Как мы уже говорили, стартовые позиции у всех разные. Некоторым повезло больше со стартовыми позициями, некоторым — меньше. Например, некоторые люди средних способностей живут, даже не учась в Стэнфордском университете, рядом со Стэнфордским университетом. У них есть возможность тусоваться в этой тусовке и реализовываться лучше, чем те, кто живет в другом месте.

Допустим, есть какой-то механик. Он не учился в Стэнфорде. Но работает механиком в Интеле. Он зарабатывает свои деньги, получает премии. У него сложился свой круг общения. А есть другой и ему повезло меньше: он родился в Воркуте. И, соответственно, кроме угольного разреза ему негде было тусоваться. Вот он и тусовался на угольном разрезе, сделал карьеру и стал замначальника шахты.

Один из них чувствует гордость от того, что на каждой железяке в каждом компьютере написано Intel Inside. Механик думает: «Это же я к этому руку приложил. К каждому Intel Inside». А замначальника шахты может только думать о том, что он выдал на гора еще сколько-то угля в умирающей отрасли.

Уже сегодня американцы радуются тому, что у них за последние 12 лет уголь в энергетике с 50% упал до 15%. Через 10 лет до нуля упадет. Угольная отрасль — отрасль умирающая.

Замначальнику повезло меньше, но, тем не менее, он реализовывает себя как может. Он стал сделал карьеру, он вырастил двух детей, которые, как он надеется, не будут шахтёрами. Он выучит их, где сможет. Не в Стэнфорде, но хотя бы в Петербурге. И они пойдут куда-то дальше. Вдруг, будут заниматься искусственным интеллектом или дополненной реальностью, или ещё чем-то…

Осознанность

АЁ: Под завершение нашей беседы, я хотел бы поговорить на тему осознанности в отношении суперсилы, предназначения и личной миссии. Осознанность. Она всем полезна? С ней лучше? Или это какая-то такая игрушка для тех, кто упарывается сильно по осознанности? Или можно просто жить себе жизнь, спокойно воспитывать детей, работать работу и не забивать себе голову?

БХ: Я в этом смысле не вижу границы. Когда я говорю про осознанность, я говорю: более осознан или менее осознан. Но всё, что человек делает, если он человек, он делает осознанно. Просто бывает более осознанно и менее. Поэтому границы между осознанностью и неосознанностью не существует.

Пример: Высокомерный гепард

БХ: Некоторые люди, которые считают себя осознанными, высокомерно приписывают себе осознанность по сравнению с людьми, которые ещё менее осознанны. Это выглядит, как гепард, который может бежать 120 километров в час, презирает гепардов, которые бегут всего 115, как медленных лохов: «115 километров в час бежит — вот урод! А я вот 120!» И преклоняется перед тем гепардом, который может 122 километра в час бежать. Это для него как такой бог.

Поэтому помещение себя на позицию осознанного — это некое неоправданное высокомерие. Все люди осознаны. Просто у них выше или ниже уровень — это бесшовно. Там нет границы.

Просто жить? Я не считаю, что я как-то сложно живу. Я просто живу. В моей простой жизни у меня есть потребность понять, как оно работает. Так же как, например, у моего соседа есть потребность понять, каким рубанком лучше вытёсывать досочки. Он делает эксперименты, чтобы это лучше понять. То есть его это интересует. Искренне.

А есть рыбак, который учил меня рыбачить безуспешно. Очевидно, что для него интересно другое. Он всё осознаёт про себя и рыбалку. Поэтому, по-моему, здесь нельзя сказать, что кому-то это нужно больше, кому-то меньше… Некоторым людям это просто более интересно, другим — менее интересно. И некоторые профессии требуют большей осознанности, естественно.

Пример: Смотри на мяч

БХ: Как говорил родоначальник коучинга, когда он учил людей теннису… То есть был коучем по теннису. Он говорил: «Смотри на мяч. Смотри на мяч. Всё время. Смотри на мяч. Не смотри на то, что ты делаешь. Не думай, как ты делаешь. Смотри на мяч».

Соответственно, когда мы говорим про профессии, я повторяю: «Смотри, что ты чувствуешь. Смотри, что с тобой происходит: почему ты делаешь это или не это. Смотри на себя».

Это и есть способ повышения осознанности. Смотри, наблюдай за собой. Это профессиональная необходимость для многих профессий.

Ну, и в частности, профессия бизнесмен, предприниматель — это человек, который должен и понимать свои мотивы очень хорошо, и должен смотреть на будущее и что происходит с другими людьми. Потому что бизнес ты делаешь не для себя.

Отчасти для себя, ну в основном же ты хочешь, чтобы другие люди принесли тебе бабки. С какого рожна они должны принести тебе бабки? Ты должен понимать. Смотри, смотри на потребности людей.

Ты не можешь понимать потребности людей, не понимая, как ты сам устроен. У тебя самый простой объект для тренировки — это ты сам. Наблюдай за собой.

Наблюдая за собой, ты поймешь. Хотя надо понимать, что все разные.

АЁ: Я хочу последний вопрос тебе задать по поводу напутствия тем, кто всё-таки решил повышать свой уровень осознанности, но пока вот у тебя столько раз прозвучало «наблюдай за собой», что это и выглядит как напутствие. Или, может быть, есть, что еще сказать тем, кто решил поинтересоваться своими суперсилами, определиться со своей миссией, разобраться, что там ему уготовил случай и жизнь для того, чтобы что-то делать в этом?

БХ: Конечно.

Так же как лет 10 назад я говорил, что осознанность, медитация — это то, что должны делать все, так сейчас я говорю, что вера (вера в нерелигиозном смысле слова) — это то, чему нужно учиться и то, что будут делать все через 10 лет.

Запомните этот момент. Через 10 лет это будет такое общее место: вера в свой продукт, вера в свои силы. Вот это ощущение. Вера — это не в голове: «Ой, у меня все получится. Ребята, все будет классно. Я верю». Это бред. Вера — это то, что у тебя либо есть, либо нет. И ты наблюдаешь. И развиваешь это дело, идя от того горчичного зернышка, которое на самом деле есть у тебя. Поэтому пожелание или напутствие будет выглядеть так: не просто наблюдай за собой, наблюдай за своей верой. Наблюдай за тем, во что ты действительно веришь. Потому что мы знаем так мало (к сожалению), а действовать надо в условиях недостатка знаний. А чем мы дополняем недостаток знаний? Верой, конечно.

АЁ: В завершение беседы у нас получилось то, что в сериалах называется клифф-хенгер. Знаешь, когда человек висит на скале и не понятно, сорвется он или нет, а серия заканчивается и ты ждешь следующего выпуска. Вот и сейчас это такой отдельный клифф-хенгер. Мне захотелось с тобой отдельно побеседовать на тему веры вот в этом смысле, о котором ты говоришь.

БХ: Это огромная тема, которая выходит за рамки сегодняшней нашей беседы, но это самое интересное.

Если вы руководитель высшего звена, то вам может быть интересна индивидуальная трёхмесячная программа «Маяк» по определению и распаковке личной миссии, разработанная специально для топ-менеджеров и руководителей с высоким потенциалом — https://ezhikov.ru/mayak

Если вам понравилось беседа с Борисом Холмянским, подписывайтесь на обновления здесь, на Медиуме, а также на YouTube-канале, где выйдут следующие видео-подкасты проекта.

Больше идей в Medium · Telegram · Facebook

Оригинал и комментарии

Куда через Австралию съездить? от real_baxus

Куда через Австралию съездить?

Оригинал и комментарии

Человек в противогазе прекрасен! от innubis

Три правдивых истории, свидетелем которых я вынужденно был.

Мало что в жизни доставляло мне столько эмоций, как эти устройства. У меня есть несколько историй из реальной жизни. Расскажу три наиболее забавных, которые случились на моих глазах.

История 1. Сам себе инквизитор.

Учения военного образца в нашем военном НИИ проходили редко. Оборудование конца света хранилось, пылилось, пиналось, перекладывалось, мешалось, не применялось.

Но вот внезапно! Нас построили в коридоре между кабинетами с противогазами в сумках через плечо. Стояли мы вдоль стен лицом друг к другу, поэтому я мог хорошо видеть, что происходит напротив меня. Пришел строгий проверяющий. Дали команду «Газы!». И началась первая история.

Лёша, абсолютный айтишник, хоть и в погонах, чей долг перед Родиной ограничивался серверными стойками, пал первой жертвой. Резким движением он выхватил противогаз из сумки и радостно напялил его.

Стонать от боли он начал не сразу. Не сразу он осознал, что в его лицо врезалась пластмассовая решетка, которая препятствует деформации маски во время хранения. Её надо вынимать перед использованием. Также, как из обуви вынимаются плотные комки бумаги, которые запихнули на фабрике. Если вы оденете кроссовки, не вынув эту бумагу, если вы вообще сможете это сделать, то нога будет слегка скомкана. А тут было лицо.

Лёша стонал. Он не мог снять перед высоким руководством противогаз, ведь вокруг были условные газы аккуратно напуканные условным противником. Поэтому он терпел и подвывал, подскуливал, может даже плакал.

Представьте себе Дарта Вейдера, который не только тяжело дышит, но и стонет. Это не могло не привлечь внимание высокой комиссии. Комиссия в лице трех полковников остановилась перед Лёшей и стала внимательно рассматривать его упакованное в маску лицо. Неторопливо насладившись зрелищем, они все же предложили ему снять маску и вынуть пыточное устройство.

Лицо у Лёши было в красную сетку: щеки, лоб, переносица. Еще бы чуть-чуть и сетка стала фиолетовой. Вынув сетку, он снова натянул маску, явно наслаждаясь ощущением холодной резины, которая ласково прилегла к его ранам.

Но комиссия не уходила. Мне до сих пор не понятно, как эти три полковника не ржали, потому что все, кто смотрел на Лёшу еле сдерживал гогот, скрывая под маской слезы и широкие улыбки.

Дело в том, что противогаз хранится на складе не только с решеткой внутри, но и в разобранном виде. То есть без дыхательного блока.

Посмотрев на то, как Лёша дышит забортным нефильтрованным воздухом, высокая комиссия все же сделала ему замечание. Выхватив из сумки фильтр, Лёша быстро ввинтил его в маску. Полковники удовлетворенно кивнули и пошли далее. Но вскоре вернулись. Тут им уже не удалось сдержать фейспалм.

Дело в том, что фильтр на складском хранении заткнут пробочкой. Чтобы продохнуть через пробочку, лёгкие должны создать разницу давлений бар эдак в 50. Но, если бы лёгкие человека умели так делать, мы бы легко дышали попой сидя в кожаном кресле.

Лёша не мог себе это позволить, поэтому стойко задыхался. Он все еще надеялся, что комиссия уйдет уже наконец от него. Но комиссия вернулась и внимательно на него смотрела. А он смотрел на нее. Буквально затаив дыхание.

Лёша не дышал. А три полковника стояли ждали. Когда ты боевой полковник перед строем рафинированной интеллигенции, тебе вообще не за чем торопиться. Вся жизнь впереди, можно наслаждаться каждой минутой. Вот где-то минуту Лёша и выдержал.

С громких чпоком он сорвал маску и долго, долго, очень долго ничего не мог сказать. У него много не спрашивали. Спросили фамилию и пошли дальше. А он стоял потерянный с пунцовым лицом в сеточку.

История 2. Матерящийся циклоп.

Как нужно натягивать противогаз на голову — зажмурившись, задержав дыхание и резким движением. Зажмуриваться надо, потому что газ может успеть попасть в глаза. Но противогазы бывают разные. Есть с одной “дыркой” — полностью закрывают голову. А есть лицевые маски с лямками. Вот у нас такие были. Лямки в количестве пяти штук не позволяют наощупь поймать нужную “дырку” для головы. Поэтому все умные, они же хитрые, подглядывали во время упражнений. Но только не Коля. И тут начинается моя вторая история.

По команде “Газы!”, Коля резко выхватил противогаз с закрытыми глазами. Он уверенно и рандомно схватил две из пяти лямок. Противогаз, по идее, не должен натягиваться на голову, если его надевают поперек. Но если приложить достаточное усилие, то и гондон оденется на глобус.

На глобус Коли противогаз оделся под углом в девяносто градусов к своему нормальному положению. Один окуляр оказался напротив рта, второй между глаз.

Перед Колей встала задача узреть двумя глазами в один окуляр уподобившись циклопу. Все что Коля думал по этому поводу было хорошо видно в другой окуляр. По губам я плохо читаю, но ничего благопристойного он явно не вещал.

Напоминая одноглазого пришельца Коля, мог бы сказать: «Я пришел с миром!», но стоящие напротив него просто умерли бы. Я с большим трудом сдерживался, чтобы не согнуться пополам от хохота. Слава богу комиссия была где-то на другом конце коридора. И Коля перелогинился в противогаз с правильно повернутой аватаркой.

История 3. Ихтиандр под колой.

Трудно представить инженера, в чьи руки попало казенное оборудование и осталось не испытанным разными идиотскими способами.

Тем более, сама судьба устроила все необходимые приготовления.

У наших противогазов была одна замечательная особенность — трубка для приема жидкости и жидкой пищи. К трубке прилагалась специальная крышка с дыркой, которую можно было накрутить на фляжку.

Учения были позади. Мы сидели в рабочем кабинете. Каждый за своим столом. Противогазы были все еще при нас. А перед майором Петей стояла двухлитровая бутылка теплой кока-колы. Он решил немедленно испытать, как через противогаз пьется эта самая кола.

И здесь начинается моя третья история.

Крышка от фляжки обладала одной резьбой. Бутылка кока-колы другой. Однако, данный пустяк не мог остановить настоящего офицера. Если бы такие пустяки нас останавливали, мы бы в космос не летали. С неприятным скрипом две несовпадающие резьбы нашли друг друга. Надо заметить, пока это происходило, Петя изрядно взболтал колу. Напомню, ее было 2 (два) литра.

И вот он надел противогаз. Мы без особого интереса смотрели на его действия. Подумаешь, противогаз, майор и кола нашли друг друга — что может пойти не так?!

Петя кувырнул бутылку крышкой вниз и соснул из шланга.

А я ведь его предупреждал, что пока противогазы лежали на складе, туда лет пять тараканы срали. Ну и тальк на вкус, как бы, не лучше тараканьего говна.

Конечно же Петя тут же выплюнул трубочку изо рта, чуть не подавившись от неприятного вкуса. Неожиданно для него, вспененная кола нашла путь внутрь маски. Надо заметить, что количество кубических сантиметров между маской и лицом небольшое. Для бешеной жидкости наполнить их едкой пеной не составило труда.

Глаза Петра исчезли за бурлящей колой. В окулярах стояла коричневая пена. Едкие пузырики защекотали его нос, от чего он чихнул. С каким-то странным писком кола брызнула сквозь клапан выдоха. Волна пузырей прокатилась в окулярах в сторону макушки.

Петр продолжал выдыхать из носа. Пузыри проносились в очах этого бульбулятора: «Бырламбамбам… бурлала…».

Раненые смехом мы валились под столы. Но Пётр боролся за жизнь и сохранность важных документов, которые предусмотрительно разложил на столе перед испытанием.

У немцев есть легенда про Штёртебекера — виталийского пирата, которому отрубили голову, а он встал и уже налегке прошел мимо своих коллег. Петр встал, сделал несколько шагов в направлении безопасного конца комнаты и сорвал противогаз.

Глаза его были краснющими, рубашка мокрая, мат отборным, а американцы виноватыми.

© Кирилл Анастасин

29.10.20

Оригинал и комментарии

Дети корпорации от innubis

Мария Ивановна была опытным педагогом по русскому языку и литературе в средней школе. Чувствуя, что с современным образованием что-то надо делать, она решила устроиться в модную продвинутую школу при одной крупной корпорации с большим штатом и шикарными офисами в центре многих городов. Школа давала детям среднее образование, но делала особый упор на подготовку к работе в современной корпоративной среде.

Первое рабочее совещание, на которое попала Мария Ивановна, было посвящено стратегическому ежетрехдневному ревью. Накануне у Марьи Ивановны был диктант. До глубокого вечера она проверяла детские работы, ставила оценки. Результаты были неплохие: пятеро не совершили ни одной ошибки, семеро ошиблись по мелочам, остальные совершили одну-две ошибки. Явных балбесов не было.

Директор начал собрание с попытки вывести слайды на новую корейскую светодиодную панель во всю стену просторной переговорной комнаты. Завуч бросилась ему на помощь в форме советов.

— А если переткнуть и воткнуть, Вадим Сергеич?

— Да уже пробовал…

— Может включить и выключить — присоединился физрук.

— Без толку. Позовите кого-нибудь из техподдержки…

Персональный ассистент директора связалась с поддержкой.

— Сказали, сейчас придут.

— Ну ладно, давайте пока их ждем поговорим про оценки.

Завуч предложила начать с новичка — Марии Ивановны. Все повернулись к ней. Мария Ивановна открыла свои записи и рассказала о результатах прошедшего диктанта, перечислив оценки.

В переговорной повисла гробовая тишина.

— Мария Ивановна, — откашлявшись, начал директор — но как так получилось, что в классе из 28 человек, целых пять пятерок?!

— Не понимаю, что вы имеете в виду?.. Они же написали диктант без ошибок…

Педагоги начали хихикать. Завуч покраснела. Физрук пропал в телефоне.

— Мария Ивановна, есть же квоты. У нас на класс может быть лишь одна пятерка и три четверки, не более!

— Но… пять человек… без ошибок… — не понимая, что происходит, возражала Мария Ивановна.

— Такого не может быть! У нас есть квоты! — взвизгнула завуч — Вы что, не знаете про квоты?

Мария Ивановна поняла, что что-то определенно не догоняет. Обведя улыбающихся коллег взглядом, краснея лицом, она вежливо с извинениями попросила пояснить про квоты.

Директор глубоко вздохнул. Завуч начала объяснять.

— В каждом классе есть квота на высшие оценки. Высшими оценками считаются четыре и пять. Тройка — это не высшая, то есть нормальная оценка. Тройки можете ставить сколько хотите. При этом, желательно, поставить пару двоек и одну единицу. Тогда всё будет распределено адекватно, усреднённо, как и положено.

Выдержав паузу, осмысливая сказанное, Мария Ивановна решила уточнить:

— Какую оценку надо ставить, если ученик не совершил ни одной ошибки в диктанте?

— Тройку! Конечно, тройку! — вмешался учитель математики.

— Пятёрка — это вообще редкая оценка в нашей школе. Я ещё ни разу её не ставила! — добавила химичка.

— Всё верно! — подытожил директор, — пятёрка ставится только за выдающиеся достижения. А их много быть не может.

— А … но… если тройка за отсутствие ошибок. Пятерку тогда за что я могу поставить?

Директор всплеснул руками:

— За выдающиеся достижения! Что тут не понятно?

— В диктанте?..

— Да! В диктанте!

— Но отсутствие ошибок и есть максимальное достижение в диктанте. За это ставится максимальная оценка…

Учителя возрыдали от хохота. Физрук хихикал сквозь фейспалм. Только завуч сердито краснела лицом.

— Ох, Мария Ивановна, ну насмешили, — прогоготал директор. Он даже подобрел глазами и слегка расслабил галстук.

— Подождите, — не унималась Мария Ивановна, — но что можно сделать с диктантом такое… что можно… что можно сделать выше, круче, чем не ошибиться ни разу?!

— Как вы не понимаете… — начала завуч, — чтобы получить пятерку ребенок должен проявить выдающиеся способности…

— Например?

— Например, проявить креативность!

— В диктанте?

— Да хоть где! Мы тут детей к бизнесу готовим. Мы делаем из них будущих эффективных менеджеров для нашей …

— Техподдержку вызывали? — на пороге стояла молодая девушка с распущенными зелеными волосами, в клетчатой рубашке, жвачкой во рту, и двумя телефонами в руках.

— Да, да! — директор встал из-за стола, — Я хотел показать слайды со стратегией. Вот мой ноутбук… тут втыкал…

— Переходник не убитый?

— Ээ… нет вроде… новый совсем.

Девушка подошла к стене, открыла маленькую дверцу, за которой был тачскрин с множеством настроек. В переговорной была тишина. Все смотрели на её действия.

— … ПОЭТОМУ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ САМКИ ТАРАКАНА… — громко раздалось из всех колонок и тут же пропало.

— О! Это с моего… Я им фильм включила, — пояснила учитель биологии.

Директор прищурился. Он услышал отчетливую нецензуру со стороны зеленоволосой девушки. Пока он думал, стоит ли в данной ситуации сделать ей замечание, экран замигал и появились слайды с его креативом. Слайды были в пропорции 4:3, а экран был во всю стену, то есть, приблизительно, 20:9, поэтому креатив слегка деформировался.

— А-а…

— Только так, — оборвала директора зленовласка, — кликер есть?

— К-к-кликер? … А… есть, да…

— Работает?

— Да, спасибо, мы справимся.

— Ага, я вижу, — буркнула девушка и уже из коридора донеслось — Понакупят говна не подумав…

Директор с глубоким вздохом и извинениями за картинку вернулся к первоначальной затее и рассказал о стратегии. На ближайшие три дня. Долго и упоенно он объяснял свои слайды. Педагоги концентрировали всё своё внимание на то, чтобы зевать незаметно.

Прошло сорок пять минут. Собрание подходило к концу.

— Есть ли у вас какие-либо вопросы? — завершил директор.

— Так маты класть серой стороной вверх? — спросил физрук, разминая сонную часть лица.

— Да. Бренд-директор лично взяла на контроль, чтобы никакой зеленой стороны вверх. Дети делают селфи, выкладывают, а у нас маты зелёные. С ума сойти!

— Вадим Сергеевич, у меня есть вопрос, — робко пробормотала Мария Ивановна, аккуратно подняв руку.

— Да, слушаю.

— Я все же хочу понять про оценки и квоты…

Раздались нетерпеливых вздохи и охи.

— … И всё-таки. Вот возьмем подвиг 28 панфиловцев. Они герои. Все без исключения. Как можно применить к ним квоту, например?

— Уфф…

— Всё проще некуда, — пришла на выручку директору завуч, — Допустим, квота, как в вашем классе. Получается, одному даём Героя Росс… Советского Союза, троим по какому-нибудь ордену. Не знаю, что там у этих военных еще бывает… Остальным ничего, просто побеседовать. Спросить, какие качества, им помогли победить, а над чем еще стоит поработать. Посоветовать быть креативнее. Поставить цели на следующий период. Двоих надо пожурить, а одного расстрелять… Или что там эти военные еще с людьми делают?..

Мария Ивановна осталась сидеть одна в переговорной, когда все вышли. Она долго смотрела в окно, потом взяла лист бумаги и написала заявление по собственному.

© Кирилл Анастасин

31 октября 2020 г.

Оригинал и комментарии

Как устроены наши тревоги от shvaratsky

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

от

Оригинал и комментарии

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Архив лучших постов