Недавние тренды рунета
Шесть проблем, которые могут всплыть во время презентации дизайна клиенту
Ситуация 1. Колдунство
Вася сделал классный дизайн. Корпел над ним неделю, придумал крутую анимацию и изящное интерфейсное решение. Принёс всё это добро клиенту и начал красиво говорить какими-то заклинаниями:
— Мы использовали шрифт Сан-Франциско с чуть уменьшенным интерлиньяжем для создания кэжуал-эстетики…
Клиент честно слушал минут десять. Молчал, делал сложное лицо. Потом раздражение взяло верх, и клиент начал перебивать, резко критиковать, отвергать любые решения, а под конец встречи даже вспомнил о своём племяннике, который нарисует не хуже. Презентация провалилась, клиент недоволен, и теперь ещё и правки надо отрабатывать.
Что пошло не так: термины. Вася использовал птичий язык дизайнеров вместо того, чтобы говорить на человеческом языке. Клиент ничего не понял и отверг работу, потому что не увидел в ней пользы, а увидел только объект самоутверждения.
Как не облажаться: не использовать специфические термины из мира дизайнеров. Говорить о пользе продукта, а не о визуальных приёмах. Прокачать навык объяснения (объяснять сложные штуки как можно чаще, в идеале каждый день, разным людям).
Клиенту (если он не дизайнер), в сущности, всё равно, какой у вас там интерлиньяж и какая эстетика. Важно, чтобы дизайн подходил продукту и решал задачу, а какими методами — это уже забота исполнителя, а не заказчика.
Ситуация 2. Тысяча мелочей
Паша приехал на встречу презентовать концепцию, начал рассказывать клиенту про дизайн, и тут они заспорили, сочетается ли синий цвет с жёлтым. Начался нешуточный баттл: что символизируют эти цвета? Не правда ли, что синий — это меланхолия, а жёлтый — это суицид?
Спор о цвете перетёк в обсуждение формы баннера, затем — размера шрифта на нём, затем заговорили о дилемме «Капс или строчные?». В результате через два часа у Паши в блокноте появилось очень много замечаний, вымученных в ходе спора о мелочах. Выйдя со встречи, он вдруг понял, что совершенно не понимает, зачем всё это. Почему так важно использовать другой оттенок синего? Кому нужен баннер? Концепция-то вообще решает задачу или нет?
Что пошло не так: во время встречи фокус сместился с задачи на нюансы технической реализации. Это нормально, когда общая концепция уже утверждена, и речь идёт о глубинной проработке интерфейса. Но когда концепция только обсуждается, нужно держать фокус на общей картине — понимать, в верном ли направлении мы движемся.
Как не облажаться: постарайтесь говорить на презентации о проблемах, которые дизайн решает, а не о нюансах реализации. А, если вдруг вам нужно прояснить какую-то важную штуку по визуальной части, отталкивайтесь от задачи.
Ситуация 3. Несовпадение форматов
Антон принёс на встречу джипег по ссылке, которая не открывается в Эксплорере. Когда ссылку всё же удаётся открыть, выясняется, что макет не встаёт на весь экран — у него либо слишком большое разрешение, либо слишком маленькое.
Клиент не понимает, как это будет на его разрешении экрана и просит растянуть картинку, убрать поля или ещё что-то в таком духе. Антон пытается объяснить, что на живом сайте всё будет не так, как на джипеге, но клиент не очень-то верит. Ему страшно согласовывать то, что выглядит забагованным. Одно дело — слова какого-то едва знакомого дизайнера, а другое — собственные глаза. Им клиент верит больше, а потому упорно талдычит, что надо добавить поля, уменьшить или увеличить шрифты.
Что пошло не так: совместились два фактора: клиент, не очень хорошо понимающий техническую часть, и невнимательность Антона к устройству, на котором будут смотреть презентацию. С макетом, может быть, всё и нормально, но из-за косяков в презентации у клиента возникло ощущение, что это не так. Разубеждать на словах сложно — нужна новая демонстрация.
Как не облажаться: заранее выяснить, с какого устройства клиент будет смотреть концепцию, какой браузер у него установлен, какое разрешение экрана и какова политика безопасников в этой компании (например, не блокирует ли их файрволл ваш файлообменник).
Ситуация 4. Слишком много вариантов
Лена делала концепцию полторы недели. За это время нагенерила двадцать черновиков. Половина вариантов отличается друг от друга незначительно: где-то поменялся шрифт, где-то — оттенок цвета или ховеры на кнопках.
Лена не знала, какой вариант лучше подойдёт клиенту, поэтому принесла на встречу все двадцать: мол, вот гора, выбирайте из неё, что понравится. Лена думала, что поступает правильно: клиент посмотрит кучу вариантов, поймёт, что проделана большая работа, и сразу что-нибудь выберет. Возможно, это сэкономит несколько раундов правок.
Но вдруг всё пошло наперекосяк. Клиент обалдел от широты выбора и начал задавать неприятные вопросы:
— Слушайте, откуда я знаю, что из этого сработает? Неужели вы не можете дать один нормальный вариант вместо того, чтобы играться со шрифтами?
Лена убита: вся работа пошла прахом. Теперь нужно генерить другие решения, а сил и энтузиазма уже нет, и даже непонятно, что править-то. Откуда начать, за что взяться?
Что пошло не так: пропущена стадия отбора. Лена нагенерила решения, но не отсортировала их по жизнеспособности, не вникла в бизнес-клиента достаточно глубоко, чтобы прикинуть, что из макетов близко, а что — нет. Клиент ожидал, что исполнитель сам произведёт первичный отсев, а получилось, что дизайнер переложил это на его плечи. Не надо так.
Как не облажаться: сменить подход. Не показывать тонну черновиков, а показывать один-два хороших решения и быть готовым поправить в случае провалившейся гипотезы.
Стопка черновиков может пригодиться на тот случай, если клиент попросит какую-нибудь штуку, которую вы уже пробовали, но отмели. Но показывать её стоит только тогда, когда на встрече заходит речь об этом. По умолчанию — не надо.
Кроме того, полезно заранее обсуждать черновики с арт-директором или (если нет артдира) с менеджером, вовлечённым в бизнес клиента. Они дадут понять, когда дизайнера заносит, и сумеют направить в верное и жизнеспособное русло.
Ситуация 5. Фантик и конфета
Наташа делала концепцию для сервисного сайта, сконцентрированного скорее на UX, нежели на UI. Задача — сделать без особых изысков, сложных интеракций и анимаций, но с глубокой проработкой логики.
Наташу беспокоило, что макет получается очень простым с визуальной точки зрения. Захотелось добавить красоты, чтобы больше впечатлить клиента на встрече. У Наташи был срок в пять дней; она потратила три дня на макет и два — на презентацию, стараясь вылизать её до мелочей.
На встрече всплыли недоработки: недорисованные состояния у фильтров и форм, непонятная логика в навигации. Клиент остался в недоумении: презентационный кейс в духе Беханса — это, конечно, здорово, но зачем это всё? Нам нужен хорошо продуманный интерфейс, а не картинки.
Что пошло не так: презентация оттянула на себя слишком много ресурсов: времени, внимания, сил. Важнее оказался не продукт, а впечатление, которое нужно произвести на клиента. Из-за этого решение осталось сыроватым.
Как не облажаться: блюсти баланс фантик / конфета. Без презентации никуда: у конфеты должен быть хоть какой-то фантик. Но фантик менее важен, чем конфета.
Нормальный баланс для агентства: 80-85% времени на продукт и 15–20% — на презентацию. Если тендер или пресейл, презентации можно выделить и 30%, но не больше.
Заведите шаблон для простых презентаций, куда можно за десять минут залить готовые макеты, поменять тексты и пойти на встречу. Этот шаблон спасёт вас в условиях сжатых сроков и не даст потерять приоритеты.
Ситуация 6. Весь дизайн мимо
Таня сделала дизайн. Продуманный, основанный на аналитике, с внятными гипотезами и свежим UI. Обсудила макеты с артдиром и менеджером, поправила, сохранила стопку черновиков, оформила всё в хорошую презентацию и адекватно преподнесла на встрече. В общем, на каждом этапе всё_сделала_хорошо.
А концепция глобально не зашла. Выяснилось, что клиент ожидал абсолютно другого, решение ему не нравится, не близко, формирует неправильное позиционирование, не учитывает важнейших сценариев и так далее.
Что пошло не так: случилось глобальное недопонимание на раннем этапе, ещё до концепции. Возможно, неправильно провели брифинг. Возможно, не докопались до клиентской боли. Возможно, проект начинал один человек, а теперь курирует совсем другой человек с другим видением.
Так или иначе, всё это — не проблемы концепции, а проблемы коммуникации. Здесь требуется ещё раз собраться на встречу, тщательно проговорить все ожидания и начать сначала.
Как не облажаться: принять мысль, что дизайнер — не телепат. Дизайн-концепция — это всегда гипотеза. Она может выстрелить, а может и не выстрелить. Нельзя на сто процентов контролировать, зайдёт она или не зайдёт, и промахнуться с дизайном, когда не проговорены чёткие ожидания, — это нормально.
Если «непопадания» случаются часто, это сигнал, что нужно пересмотреть вопросы для брифинга и тщательнее и интенсивнее обсуждать с клиентом цели.
Но, главное, стараться не загоняться по поводу таких случаев. Иногда, если макет яростно не подходит, это даже благо — по крайней мере, теперь понятно, в какую сторону не стоит двигаться. Неподходящее направление помогает лучше нащупать задачу.
Статья входит в цикл о дизайн-процессах. Другие статьи по теме от «Кельника»:
— Как провести первую встречу с клиентом
— Как перестать бояться переговоров
Если у вас есть свой опыт решения проблем на презентациях, поделитесь им в комментариях.
Презентация дизайна: что может пойти не так was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Оригинал и комментарии
В основе разума тотальная галлюцинация, моделирующая неживой мир, самого себя и разум других (чтение мыслей)
Новое открытие меняет представления о разуме людей и животных
- Присущие всем нам (людям и животным) зеркалирующие когнитивные свойства: эмпатия (сопереживание), эмоциональная инфекция, заразительный зевок …
- а также многие паталогии: эхопраксия (непроизвольное повторение движений других), эхолалия (автоматическое повторение слов чужой речи) …,
— все это результат единого особого механизма работы биологического разума — постоянного когнитивного моделирования разума других.
Об этом открытии вчера сообщила исследовательская группа Института Макса Планка и Института Санта-Фе.
Согласно теории прогнозного моделирования мозгом окружающего мира и самого субъекта, — это базовый механизм познания, мышления, сознания и, в целом, разума.
Эта теория постепенно входит в мейнстрим, и с прошлого года уже всерьез рассматривается главным претендентом на общую теорию биологического разума.
А заодно, — и не биологического.
Т.е. подразумевает использование инструментария, выявленного данным подходом в биологическом разуме, при построении разума кибернетического — в простонародье, ИИ общего назначения.
Новое открытие, научный доклад о котором вчера был опубликован в Nature, действительно революционное.
- В современном научном мейнстриме теоретические модели происхождения эмпатии, так или иначе, фокусируются на целях обеспечения координации и сотрудничества с другими особями.
- Новое же открытие объявляет когнитивное прогнозное моделирование разума других **общим механизмом работы биологического разума**. И этот механизм — часть универсального инструментального подхода, выработанного за миллионы лет эволюции.
✔️ Суть его в следующем.
Наилучшая из возможных эволюционных стратегий выживания и репликации — моделирование и предсказание всего:
1) мира вокруг себя,
2) своего собственного организма,
3) своего разума,
4) разума всех живых существ вокруг тебя.
С пп 1–3 все было уже так или иначе понятно после фундаментального цикла работ Карла Фристона.
С п. 4 разобрались только что.
Выбор эволюцией этого метода определялся физической невозможностью чтения мыслей других. Поэтому, перед эволюцией стояла задача научиться моделировать «черные ящики» чужих мозгов. Без этого говорить об минимизации рисков окружающего мира не приходилось.
В результате, у эволюции получилось.
Для начала она сварганила специальный HW — зеркальные нейроны, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим животным.
Потом у эволюции случилась колоссальная инновация — она научилась распространять этот процесс зеркалирования («понимания») на любые социальные взаимодействия.
Исследователи пошли тем же путем. Только не вживую, а моделируя процесс когнитивного прогнозного моделирования разума других.
В результате такого «моделирования моделирования» было выяснено.
- Эмпатические системы развиваются не только, чтобы склонить агентов к сотрудничеству и отбору.
- «Чтение мыслей» других — это универсальный когнитивный механизм, лежащий в основе широкого набора явлений и дающий всем им единое, простое и понятное объяснение.
Короче, это переворот в когнитивной психологии, антропологии, нейробиологии, теории сложных систем и эволюционной биологии.
Но нужно понимать, что в силу его революционности:
— этот переворот скажется на практических технологиях ИИ не ранее, чем через несколько лет;
— а когда скажется, это будет уже совсем иная песня про перспективы ИИ общего назначения.
Ну а первоочередная задача — научить «черный ящик» ИИ читать мысли других «черных ящиков».
P.S. Приятно осознавать, что уже давно и много пишу о механизме социальной заразы, как о важном ключе к ИИ 😊
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
И от отдельных людей это никак не зависит
Стремительно нарастающее усложнение мира и колоссальные возможности вирусного распространения информации по глобальной сети — вот два сильнейших катализатора неуклонного снижения адекватности мировосприятия у миллиардов людей.
Проблема не в фейковых новостях самих по себе, — они были всегда, и сейчас просто эффективней распространяются благодаря социальным сетям.
Проблема в нарастающей неспособности людей отличить правду от бреда сивой кобылы и проистекающую из этого готовность поверить во что угодно: от всевозможных теорий заговора (теракт 11 сент. 2001, смертельные вакцины, климатическое оружие и т.д.) до т.н. «ошибочных убеждений» (всякие чудеса, плоская Земля, лесбийская любовь — проект ЦРУ и т.д.). Причем эта неспособность отличить правду от бреда еще и подпитывается слухами о все более фантастичных проектах, проводимых в реальности (типа попыток экспериментально проверить эффект контроля над разумом, дозируя прием ЛСД в программе ЦРУ MKUltra)
Итог всего этого — нарастающее расхождение между реальностью и верой миллиардов людей.
И это страшный итог. Буквально, — мир, населенный идиотами, представления которых о мире, в своем большинстве, абсолютно ошибочные.
И хотя, по Харари, так и положено — человечество живет среди фикций. Но при этом Харари предостерегает от тотального доминирования фикций в мировоззрении, способного погубить человечество.
А теперь самое неприятное.
До сих пор считалось, что склонность людей верить всякой чуши, в основном, зависит от них самих: их персональных качеств и черт характера, воспитания, образования и т.п.). Отсюда делался вывод — надо просвещать, учить, объяснять, информировать, аргументировать …
Оказалось, все не так. Все это не работает!!!
Проблема совсем в ином.
Оказалось, что готовность поверить любой теории заговора или проникнуться «ошибочным убеждением» зависит не от персональных качеств и информированности людей, а от доминирования у людей безысходного чувства невозможности контролировать важнейшие аспекты своей жизни.
Иными словами, это зависит от ощущения людей:
- насколько они в состоянии влиять на социальные обстоятельства своей жизни;
- насколько маргинализована их социальная группа;
- насколько они бессильны в плане наличия «полномочий» (возможностей) что-либо в этой жизни изменить.
И если с пп. 1–3 дело плохо, человек как бы выключается из этой реальности и уходит в иную, свою собственную, где чудеса, где леший бродит, где строят козни ЦРУ, мировое правительство, инопланетяне, евреи, мутанты …
Победить это просвещением и информированием нельзя.
Чтобы это победить, необходимо обеспечить людям возможности власти и контроля над своей жизнью …
Но кто ж им такое даст?
Тогда итог один. Полный разрыв массового миропонимания с реальностью. Мир идиотов.
Подробней:
- популярно о том, что Conspiracy Theories Can’t Be Stopped;
- для профи: 1й систематический мета-обзор исследований, доказывающий, что ни одно личностных качеств пятифакторной модели личности не связано с убеждениями в теорию заговора;
- как с этим бороться: рекомендации The Netherlands Institute for the Study of Crime and Law Enforcement;
- мой 1й пост на эту тему: о том, что интеллектуальная слепота есть эволюционный продукт мотивированных рассуждений — дарованного эволюцией человеку способа мышления.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
(лекция аж 3 часа, но ее можно не слушать после прочтения моего конспекта =)
- Стресс был изначально нужен в биологическом мире, чтобы моментально реагировать на опасности (тигр напал). Проблема в том, что сейчас наш мозг все равно продолжает искать опасности и проблема, что в конечном итоге находит
- Вокруг много людей + люди нас оценивают и/или у всех есть мнение. Вы постоянно получаете оценку, это сложно. Вы можете закрыться и начать отторгать мир.
- В древности жили бинарно: все спокойно спокойно, потом наводнение или нападение, потом опять спокойно. В современном мире же постоянные «качели», хотя о физическом выживании речь давно не идёт.
- Я и мой мозг: о ком идёт речь? =) Концепция: я — это куда направлено внимание. Концепция: я — это сложный конструкт, даже ночью временно выключается. Концепция: я всего лишь один из продуктов мозга.
- Внутри нас всё-таки решения мы принимаем. Если пьём или едим сладкое, значит нам это надо. Есть книга Immunity to change, там людям после инфаркта нужно было менять поведение и две трети не меняли. То есть дело не в мотивации, а в чём-то ещё
- Ваше «я» и ваш мозг хотите разного. Это очень важная мысль.
- Все, что у вас сейчас есть в жизни — это именно то, чего вы хотели. Абсолютно все. (Подсознательно?)
- Внутри нас сперва что-то принимает решение и начинается действие (поднять руку например), а только потом мы это осознаём / называем. Это все хорошо померяно, задержка 150 миллисекунд
- Свободы воли видимо нет. Это очень хороший сложный вопрос, видимо нет.
- Эксперимент известный — люди держали чашку горячего или холодного напитка и их спрашивали мнение о человеке, кто держал горячее — чаще говорили что человек тёплый, кто держал холодный напиток — чаще говорили что человек прохладный / отстранённый. Какая связь? Почему так? Но вот так вот мы думаем.
- Есть разные концепции того, что хочет мозг.
- Я выбрал модель звезды, 5 пунктов:
1 статус в общине
2 планирование
3 определённость
4 социальные связи / общение
5 справедливость
- 1) статус в общине. Раньше без общины ты умирал от голода. Мы постоянно отслеживаем вырос или упал наш статус. Мозг сейчас это слишком переоценивает.
- Мы очень эгоцентричны. Эксперимент: на кампусе универа давали людям очень экзотическую выделяющуюся футболку и пускали на кампус. 90% носивших ощущали, что они особенные. Однако на кампусе их заметило (опросы в конце дня) дай бог 10% людей.
- Когда мы даём совет, мы повышаем свой статус и снижаем статус того кому даём. В современном мире это естественно не так, но мозг-то остался.
- Эксперименты что дескать особи с высоким статусом в стае обезьян испытывали меньше стресса и жили дольше?
- Это постоянное подсознательное сравнение статусов когда-то было важно чтобы тебя не выкинули из многих других уровней иерархии общины и ты не умер с голоду, но сейчас мозг неоправданно обострённо реагирует на это.
- 2) планирование. Мозг это машина для предсказаний. 40 паттернов можно осознанно отслеживать и 2000 паттернов подсознательно.
- Сотня миллиардов нейронов и в сто раз больше связей между ними.
- Мы получаем удовольствие от предсказаний мира и неудовольствие если наши прогнозы не сбываются. Даже если просто стоим ждём светофор, а зелёный все не загорается.
- Мозг подсознательно непрерывно все делит на две категории — опасное или полезное.
- Предсказания формируют ожидания. Ожидания формируют реальность. Эксперимент: помещали шарик в тело и давали реальное обезболивание или плацебо. Люди, которым давали плацебо И говорили что дали сильное обезболивние — терпели боль на 30–40% более сильную, чем те люди, кому ничего не давали И ничего не говорили про обезболивание.
- Мозгу проще признать тяжелое, но определенное решение, чем все время ждать исхода в неопределённости.
- 3) определённость
- Кортизол (один из гормонов стресса) как-то связан с нашей возможностью прямо сейчас что-то контролировать
- Автономность: Идея переходного возраста существует только в западной культуре — время когда надо делать собственные выборы. Возможно, потому что на западе детей направляют в кружки секции учебу ради вуза, а на востоке дети имеют свободу выбора ещё с детства.
- 4) социальное общение
- Мы очень заточены не распознавание лиц людей и состояния лиц людей
- Когда мы смотрим на других людей, у нас в уме сталкиваются своя нейронная система и зеркальные нейроны которые считали состояние другого человека и идёт решение: опасно или не опасно? Что чувствуют сейчас мои органы чувств?
- Остракизм вызывает реакцию в части мозга, отвечающую за физическую боль. Элегантный эксперимент: команда подсадных игроков не давала в игре мяч участнику эксперимента, а ему меряли энцефалограмму. Потом людям давали решать логические задачки и те кто после остракизма — решали хуже (!).
- Потом дали обезболивающее, и эффект ухудшения решения задачек нивелировался. То есть остракизм был, но удавалось обмануть мозг.
- Всех незнакомых делим на условно друзей и чужих, ничего не можем поделать. Эксперимент: друзьям даёшь воду хлебнуть из бутылки, незнакомцам нет.
- Вспомните диалог с человеком — если вам нужно подбирать слова с ним, то для вашего мозга он чужой.
- Люди живущие одни имеют в теч жизни давление на 30 пунктов выше. Пребывание в кругу друзей физически влияет на ваше ментальное здоровье.
5) справедливость
- Исторически наш мозг заточен, иначе видимо были проблемы с выживанием
- Эксперимент: случайным парам дают поделить за 3 мин 100 долларов. Если все согласны- людям платят. Не согласны — деньги «возвращаются в казино». Люди соглашаются обычно одинаково. Но на втором раунде подсадные утки хотели себе 75% денег, и другие люди не соглашались. Хотя рационально просто за 3 минуты игры получить деньги. Так влияет обострённое чувство справедливости. Из-за него войны были итд
- В мозгу похоже одна и та же часть отвечает за ощущение физической грязи и моральной грязи. Эксперименты: рассказывая о чём-то плохом, люди потом чаще мыли руки. А те кто недавно мыли руки — реже помогали что-то поднять другому человеку. Лернинг: на наш мозг влияет столько всего, что идея свободы воли ставится под сомнение.
- В теории игр мальчики получают дофамин когда обманывают, а девочки получают дофамин когда их не обманывают.
Что делать и как работать с мозгом?
Мозг:
1 жрет очень много ресурсов
2 не эффективно умеет многозадачность
3 тяжело осуществляет отказы и торможения, чтобы двигаться к цели
1
- Важна ассимиляция целей мозгом. Если вы хотите похудеть, а это глубинно не важно мозгу, то в определённый момент вы сорвётесь.
- Свобода воли: известная статистика, что в США суды присяжных после обеда чаще выносят оправдательные приговоры.
- Неокортекс появился эволюционно относительно недавно. Префронтальный кортекс очень энергонеэффективен: если кортекс это деньги в кармане, то остальной мозг это экономика сша (метафора).
- Энергия мозга: кислород и глюкоза. Эксперимент: люди до и после сосредоточенного решения задачек сжимали рукоятку с усилием. Падение было 30% в среднем и до 2 раз.
2
- Неокортекс не параллелен, он просто постоянно быстро переключается. Поэтому устаём от параллельной деятельности. Очень много разных экспериментов. Рационально час делать одно и час другое, нежели миксовать деятельность. А в Майкрософте например одно время было модно «всегда быть онлайн»…
3
- Функция торможения автоматизмов и отказа от чего-либо находится в префронтальной коре, самой энергоёмкой части. Поэтому так сложно быть дисциплинированным, не жрать еду, не забивать на спорт итп
- фокус внимания очень узко направлен. То, каким образом мы окружаем себя информацией влияет на то как мы ее обрабатываем.
- Можно ходить и размышлять о чем-то в категориях (высокий кпд мозга), а можно ходить и ощущать как нога касается пола (очень энергозатратно для мозга).
- Фокусировать внимание сложно, потому что мы потомки тех, кто постоянно прислушивался к шороху в кустах. (опять про поиск опасности).
- С мозгом в-общем непросто договариваться :)
Интегральный подход
- Если пытаться зайти в изменение себя только через разум (исследования про работу мозга советы книги тони роббинс итп), то будет сложно. Нужно что-то ещё.
- Кортекс можно тренировать как мышцу
- Есть люди у которых физически больше нейронов в лобной доле, они иначе планируют. Если знаете майерс-бриггс, это ультра J. Они планируют по часам на месяц вперёд и главное следуют этому плану. «Через три недели ты где будешь?» «В 9:15? Там-то.» И главное он правда там будет.
- Инструмент 1: noting. (Кстати у вас вообще есть словарь описывать происходящее внутри вас?). Звуки ощущения итп.
- Инструмент 2: назвать эмоции и понимать их триггеры. Эмоция это всегда реакция. Если вы хорошо знаете, на что вы отреагировали, то в следующий раз сможете с этим работать.
- Страх = реакция на опасность
- Злость = реакция на несправедливость
- Distress = inadequate ability to do tasks
- Грусть = потеря чего-то ценного
- Вина = ваша несправедливость по отношению к кому-то ещё
- Скука = потеря значимых идей
- Одиночество = потеря социально значимых контактов
- Инструмент 3: перспектива — поставить себя на место другого человека. Гитлер хотел справедливости. Человек не запарковался как мудак, а выбрал оптимальное ему решение итп
- Инструмент 4: нормализация. Расставить точки над i. Самолёт трясёт — это нормально. Стресс на новой работе — это нормально. Итп
- Инструмент 5: Избегать от нарратива объяснять себе почему что-то не сделал. Реалия: значит, что-то оказалось приоритетнее. Вопрос — что? Телефон а не фитнесс. Итп. Дальше выбирать поменять местами менее приоритетное и то, что оказалось более приоритетным. Да, непросто. Но…
- Инструмент 6: Тренировка префронтальной коры — через новую деятельность. Ещё можно делать старое, но иначе (например я встаю с кровати каждый раз по-разному).
- Инструмент 7: мозг постоянно считывает тело и впрыскивает гормоны. Следите за позой улыбкой расслаблением не перегревом (влияет на пульс, а пульс на тревогу) итп. Это работает.
- Инструмент 8: базальные ядра запоминают новые автоматизмы и ускоряют все за счёт паттернов. Когда что-то делаете — составьте план, структуру. Упорядочите все вокруг, разгрузит десятки процентов мозга.
- Инструмент 9: цель/purpose/“поток». Найдите от чего вас прет, тогда мозг подарит вам поток. Направление потока уже можно регулировать
- Инструмент 10: тренировать прямое присутствие, быть «здесь и сейчас». А не «здесь и потом» или «здесь и тогда».
- Инструмент 11: Как не отвлекаться? а) Убрать всякие звуковые и визуальные раздражители (телек пусть в фоне не работает). Б) убрать «ментальный сахар» (новости, соцсети итп).
- Инструмент 12: Медитации. Наращивают префронтальную кору. Если влетели в dark night — найдите наставника.
- Инструмент 13: быть здесь и сейчас в разных активностях (душ, еда, итд итп). Это не сложно, главное чаще вспоминать.
- Инструмент 14: не подавляйте свои эмоции И не находитесь рядом с человеком, который подавляет свои эмоции. Мы считываем тонны информации, чужое напряжение передастся и нам. Эксперимент: давали нюхать пот парашютистов и велосипедистов а затем показывали лица разных людей. После пота парашютистов на 50% больше оценивали лица как тревожные. В коллективах Гугл изучал кпд команд больше всего зависит от психологического комфорта (Виктор: что каждый может высказать любые идеи. Но вообще там пунктом 1 было что все должны иметь равное право на эфирное время, тогда все мнения звучат).
- Инструмент 14: Психотерапия. Хотя в обществе есть отторжение «зачем мне, я нормальный», это сейчас реально очень круто работающий инструмент.
Резюме Ильи:
- тренируйте префронтальный кортекс, больше сможете выбирать
- практикуйте присутствие здесь и сейчас
- важна атмосфера и какие люди вас окружают в вашей жизни (не только работа)
- решайте свои проблемы с психотерапевтом
Оригинал и комментарии
Каждая гарантированно заслуживает лонгрида, но читая саммари, вы узнаете втрое больше
1️⃣ 😊 Знаете, какие ИИ ассистенты наиболее востребованы?
Исследование Apple дало поразительный ответ — наиболее похожие на своего «хозяина» по степени болтливости и характеру общения. Помимо важного проникновения в преференции пользователей (которое принесет производителям ИИ ассистентов много дополнительных денег),
это открытие — 1й реальный случай фиксации эмпатии между человеком и ИИ, основанный на том же принципе, что и между людьми — зеркалирование других.
И не говорите мне, что это никакое не открытие, а пустячок. Если пустячок позволит заработать дополнительную кучу денег, да еще и открывает новые возможности исследования психологии взаимоотношений биологического и кибернетического интеллектов — это еще какое открытие.
2️⃣😊 Создан 1й гибридный ИИ, способный учиться, как ребенок:
наблюдая мир, отвечая на вопросы и учась рассуждать.
Впервые два конкурирующих подхода к ИИ объединились: распознавание образов позволяет системе видеть, а символо-логические программы позволяют системе рассуждать. Система состоит из двух частей. Одна нейронная сеть обучается на серии сцен, состоящих из небольшого количества объектов. Другая нейронная сеть обучается на серии текстовых пар вопросов-ответов об этих сценах, типа «Что за фигуру видишь? — «Сферу», «Какого она цвета?» — «Красного». Вторая сеть также учится пониманию символических понятий в тексте: типа объекты, атрибуты объекта и пространственные отношения. Это знание помогает отвечать на новые вопросы о других сценах. Т.е. учится, как дитя.
Гибридная система устраняет ключевые ограничения обоих ранних подходов, комбинируя их. В итоге гибридная система способна преодолевать проблемы масштабируемости символического подхода, который исторически был нацелен на эффективное кодирование сложных человеческих знаний.
Параллельно гибридный подход решает одну из ключевых проблем машинного обучения нейронных сетей, кардинально снижая объемы необходимых для принятия решений данных.
3️⃣ 😞 Приоритет Китая в военном ИИ — не автономное оружие, а обучение новым стратегиям ведения ИИ-войн.
Китай всегда славился мышлением в долгую и ставкой на стратегию, а не на тактику. Теперь руководство и военные Китая распространили этот подход на ИИ.
Как вещал Си Цзиньпин — «мы должны хорошо подготовиться, чтобы сражаться и выигрывать в будущих войнах». Для этого ставка теперь делается на сочетании военно-стратегических игр (как штабных, так и оперативных) War-Gaming, виртуальной реальности и широкого спектра ИИ технологий.
Задача — повысить реалистичность и изощренность обучения «настоящему бою» (实战) при отсутствии возможности «учиться войне на войне» ( 在 战争 中 学习 战争). Поэтому ИИ признан Китаем критической стратегической технологией, способной трансформировать сегодняшнюю «информатизированную» (信息 化) войну в будущую «интеллектуальную» (智能化) войну.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Хорошие, плохие и злые междисциплинарные новости
1️⃣ 😊Это должен знать каждый — 15 типичных ошибок и предубеждений при работе с данными
GECKOBOARD
2️⃣ 😞И это тоже — 7 этических ловушек ИИ
FREEDOM-TO-TINKER
3️⃣ 😞 Роботов учат метко бросать что угодно со скоростью 500 предметов в час. У человека успешность метания 80% (+-10%). У роботов — 82%. А нужно 99,99%
TOSSINGBOT
4️⃣ 😊Следующий прорыв в ИИ будет связан с архитектурой чипов — считают Nvidia и Intel
MIT TechReview
5️⃣ 😡Т.к. США и Китай доминирует в технологиях ИИ, Европа делает ставку на первенство в «этике ИИ» — заслуживающий доверия ИИ. Эксперты считают это либо гениальным ходом, либо медленным самоубийством
POLITICO
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Что нужно большинству, чтобы чувствовать себя счастливыми
О новом отчете «международного рейтинга счастья» (World Happiness Report) у нас пишут мало. Тема не мейнстримная, т.к. Россия заняла лишь 68е место, за год потеряв 9 позиций, а за два года — 19.
А вот США, опустившись за год всего на 1 место (с 18 на 19), всерьез озаботились.
И вот что интересно. Они озадачились вопросом —
почему же страны Северной Европы такие счастливые?
FYI. Самой счастливой страной второй год подряд стала Финляндия. В пятерку лидеров вошли Дания, Норвегия, Исландия и Нидерланды.
- Так чему же можно научиться у этих «гроссмейстеров счастья»?
- Экономические институты?
- Или социальные?
- Или …?
Сухой остаток таков.
1) Все эти страны имеют развитые государственные и социальные институты с универсальным медицинским обслуживанием, щедрыми пособиями для родителей, пожилых людей, инвалидов, безработных и т.д.
Если в Финляндии кто-то попал в аварию или случилась какая-то иная беда, государство, точно, поможет: четко и эффективно.
Ровно также оно поможет и родителям с расходами на воспитание детей. И это означает лучшую жизнь для людей, имеющих детей, потерявших работу или заболевших.
Кроме того, это снижает стресс для всех остальных, ибо они знают, — случись что — общество поможет защититься от несчастья.
В США, в этом смысле, все иначе.
2) А еще граждане стран Северной Европы работают гораздо меньше, чем американцы. Если американцы сократят свою работу до уровня Дании или Норвегии, это будет означать более двух дополнительных месяцев отпуска каждый год (что напрямую связано со счастьем).
3) Ну и, конечно, бедность. А точнее, — неравенство. По этому показателю США занимают 6е место сверху списка, а Исландия, Финляндия, Норвегия и Дания — с 4 по 7 места снизу.
А ко всему прочему (иначе, стал бы я писать об «Индексе счастья» в своем канале)), —
в нарастании массового ощущения дефицита счастья виноваты IT и цифровые медиа: интернет, смартфоны, социальные сети…
- Про последнее читайте здесь.
- А в целом (про то, почему в Северной Европе жить хорошо) читайте здесь.
- Ну и сам отчет.
Как у нас — сами знаете: денег нет, но вы держитесь.
Короче, будьте счастливы!
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Придумана новая темпоральная логика, имитирующая квази-восприятие
Мир становится все более парадоксален.
С одной стороны — беспилотные авто нами уже воспринимаются как данность ближайшего будущего.
С другой — вполне возможно, что этот класс технологий будет вообще запрещен для использования вне специальных дорог волевыми решениями политиков.
Мы не знаем, какой из названных вариантов будущего нас ждет. Но точно известно, в чем проблема.
✔️ Все современные алгоритмы вождения беспилотных авто не «понимают», что они «видят».
С проблемой, из-за которой мы берем в кавычки слово «видят», исследователи успешно справились. Алгоритмы ИИ-вождения «видят» совсем не так, как мы. Но хоть и по-своему, но «видят» даже лучше нас: точнее и быстрее.
К проблеме, из-за которой закавычивается слово «понимают», до самого последнего времени даже не знали, как подступиться. Да и как вложить понимание в алгоритм ИИ-вождения, если современный ИИ на основе машинного обучения, в принципе, не способен ничего понимать.
Однако, вся история человеческих открытий и инноваций показывает, что неразрешимых задач для нас нет. Нужно только желание их решить и время. Порой, весьма много времени.
Похоже, что подошло время таки решить проблему с пониманием алгоритмов ИИ-вождения. И хотя это совсем еще не тотальное понимание мира со стороны ИИ, для практических задач ИИ-вождения это вполне может решить проблему квази-понимания.
Новый метод, только что представленной на конференции DATE 2019 во Флоренции командой двух университетов США, основан на кардинально новом подходе к реализации компьютерного квази-восприятия.
✔️ Только путем прорыва от квази-видения к квази-восприятию, по мнению авторов (и с ними трудно не согласиться), можно попытаться построить компьютерное квази-понимание.
- Для реализации компьютерного квази-восприятия предложено использовать новый класс логики — Темпоральную логику хронометрической квалификации объектов реального мира — Timed Quality Temporal Logic (TQTL).
- На основе TQTL разработан формальной язык описания желаемых пространственно-временных свойств алгоритма восприятия, обрабатывающего видео.
- На этом формальном языке записываются «условия здравомыслия», удовлетворять которые обязан алгоритм интерпретации квази-восприятия.
Вот, собственно, и все.
В результате, такая система способна:
- распознавать фантомные объекты — это когда система воспринимает на видео объект, которого, на самом деле, нет (это нужно, чтобы не шарахнуться в объезд фантомного объекта, сбивая при этом идущую по краю тротуара старушку);
- правильно распознавать объекты, включая «здравый смысл» (например, если 0,1 секунды назад объект, распознанный велосипедистом, был, а теперь его нет, а спустя еще 0,1 секунды он появился снова на расстоянии 3 метра вправо, то это ошибка квази-восприятия, ибо не может велосипедист перемещаться по городской улице со скоростью 100 км/час.)
Новая система уже опробована, и показала хорошие результаты.
Сейчас она используется для выявления проблем с алгоритмом квази-восприятия в виртуальном тестировании, что делает алгоритмы ИИ-вождения более безопасными и надежными. Важно отметить, что поскольку этот метод основан на библиотеке «нормальных условий» («условий здравомыслия»), людям не нужно маркировать объекты в тестовом наборе данных — трудоемкий и часто ошибочный процесс.
В будущем команда надеется внедрить логику для переобучения алгоритмов квази-восприятия при обнаружении ошибки. Алгоритм также может быть расширен для использования в режиме реального времени во время движения автомобиля в качестве монитора безопасности.
Короче, не весть еще какое квази-восприятие, но жизнь многим старушкам и велосипедистам способно сохранить.
И есть, что делать дальше.
Подробней здесь.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Не то чтобы я решил посвятить свой ютуб ретрогеймингу. Хотя идея, конечно, заманчивая. Про Лурк и анархию в интернете я расскажу когда-нибудь потом, а пока — про игру, которая оставила жирный, скажем так, след протектора в моей нежной детской психике.
Когда я играл в Road Rash на Мегадрайве, было понятно, что передо мной крайне серьезный симулятор мотоциклиста. Шлем, комбинезон, монтировка в руке. Очень хотелось мотоцикл, как сейчас помню. В принципе, сейчас тоже хочется, но очень много возни с продажей старого. К такому игры меня не готовили! В остальном же Road Rash был очень реалистичным симулятором.
В какой-то момент я не выдержал и купил себе первый мотоцикл. В смысле, настоящий. После первого же падения с него начинаешь заново ценить серию игр, которые названы в честь телесных повреждений от скольжения по асфальту. По-русски, кстати, это называется «асфальтовая экзема». Тоже неплохо!
Но и в детстве было ничего: Сега, шестнадцать бит, все тормозит, но пейзаж стремительно несется навстречу. По экрану туда-сюда летает погонщик мотоцикла, и машет в разные стороны цепью, монтировкой или чем придется. Лучше всего, конечно, пнуть оппонента под встречную машину. Ну или тебя пнут. Удача мотоциклиста переменчива. Очень реалистичный симулятор, говорю же
Но Road Rash — это не только правдивый взгляд на субкультуру, типа “Ангелов ада” Хантера Томпсона. Это еще и очень хорошая игра, которая реально развивалась, а не как обычно у Electronic Arts. Экономика всякая, сплит-скрин с друзьями, вот это все. Первые три части было очень круто, но потом кончились номера, и идеи тоже кончились. Но об этом я еще расскажу.
Боевой элемент в игре появился довольно случайно — дизайнеры, собирая материал, смотрели MotoGP — это чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам, который проводится с 49 года. Так вот, участники там ведут себя… До монтировок дело не доходило даже в лихих 90-х, но там реально можно пинаться, пихаться, вот это все. Такой “НАСКАР” без автомобилей. Или роллербол без роликов. Но с мотоциклами. В общем, весело, круто и согласно техническому регламенту. Если бы гонщикам из Формулы 1 выдали пулеметы, я бы ее тоже смотрел. Возможно!
В общем, с 91 по 95 год — в разгар моего и, надеюсь, вашего игрового детства, — Рэнди Брин с друзьями сделали три части Road Rash. Очень хорошие. Апгрейды, экономика, боевая часть, музыка везде крутая. А потом 90-е как-то незаметно кончились, и номерные Road Rash — тоже. Но серия не сразу превратилась в однообразное говно! Хотя, конечно, превратилась. Но вначале была самая лучшая и легендарная часть — Road Rash для 3DO. Но тут надо понимать, что игра вышла в 1994 году, то есть раньше, чем 16-битная Road Rash 3 для “Мегадрайва”.
Там не только графика трехмерная, в смысле, трассы! Там еще и живое видео в заставках! — потому что, ну, 94 год же. И саундтрек. Тоже прям совсем 1994 год. Но тут словами не передать, тут надо смотреть. Я лично смотрел эти заставки на витринах магазинов и вздыхал. 3DO стоила запредельных денег, ее никто не мог купить, причем не только в России. Потом, к счастью, появились эмуляторы.
Недостаток у этой части один, но фатальный. Вдвоем нельзя. То есть — СОВСЕМ нельзя. Нет мультиплеера, нет сплит-скрина. А что это за Road Rash, где нельзя родного брата цепью отоварить на полном скаку? Прям хоть на настоящий мотоцикл пересаживайся. Многие и пересели.
А вот про все, что было после, давайте не будем. И про ту часть, которая для первого плейстейшена, и про ту часть, которая для Нинтендо 64. Но самое страшное — это, конечно, ремейк под названием Road Redemption, который чуть не провалился на Кикстартере в 2013 году, а в 2017 все-таки вышел. Я не знаю, зачем. Никто не знает, зачем. Это необъяснимо.
В общем, вот такая вот серия, жизненная. А еще был дико крутой симулятор гонок на роликовых коньках, причем в окрестностях Ванкувера. Называлось это дело Skitchin’, но про это надо отдельно рассказывать, феноменальная была игра, максимальные 90-е. Ну и с роликов каждый падал, это вам не мотоцикл.
Оригинал и комментарии
Целеполагание и проекты трансформации. Модель балансов v0.1
В этой заметке предлагаю предварительное видение модели балансов как логики трансформации.
Исходные предпосылки
Часто для разработки проектов используют различные шаблоны. Шаблоны довольно эффективно фокусируют внимание на различных аспектах. Однако с ними я отмечаю две проблемы:
- Сам по себе шаблон не гарантирует связности и сбалансированности различных частей, разработанных в соответствии с шаблоном.
- Шаблон запомнить невозможно. Пока смотрю на него, понимаю что к чему. Отвернулся и уже не могу восстановить логику его построения. Особенно ужасно, когда шаблон делают на основе Business Model Canvas Остервальдера — тогда путаются две совершенно разные логики — трындец!!!
Хочется, чтобы шаблон был простой как “три копейки”, и при этом, чтобы позволял ничего не упустить, а также фокусировал на связности отдельных его элементов.
Про важное
Иногда мне приходится быть в роли ментора при подготовке питч презентаций проектов. И очень часто я обнаруживаю, что у авторов проектов выпадает один или два из трёх компонентов:
- Люди
- Система
- Технологии
Люди
Это все те, кто так или иначе вовлечён в проект — это стэйкхолдеры. Вот мы на них посмотрели. И даже провели анализ по степени влияния на проект. А затем перешли к другим блокам и забыли про них.
Система
Это как всё устроено организационно. Какие роли, процессы, интерфейсы и протоколы взаимодействия задействуются, или влияют на проект.
Технологии
Это инструменты и технологические решения, которые задействованы или влияют на проект.
Шаблон на основе баланса трёх ключевых системных факторов
Итак, всего три линии, прочерченные на листке позволяют целостно взглянуть на три ключевых фокуса. И в каждом из них выделить элементный состав.
Например, если мы рассматриваем бизнес автозаправок, то в блоке “Люди” обнаружим:
- Клиенты (автовладельцы)
- Наёмные сотрудники
- Поставщики
- Владельцы бизнеса
В блоке “Система” увидим:
- Производство топлива
- Доставка топлива
- Хранение запаса топлива
- Отгрузка топлива клиентам
- Система учёта топлива
- Система проведения расчётов за отгруженное топливо
- Магазин сопутствующих товаров
- Мини-кафе
- Дополнительный сервис
А в блоке “Технологии”:
- Двигатели внутреннего сгорания на жидком топливе
Не претендую на полноту описания предметной области. В дальнейшем мы увидим, что некоторые элементы будут более важны, а некоторые мы сможем опустить в зависимости от того, что мы будем рассматривать в качестве проекта.
На этом месте важно уловить, что все элементы собрались не случайно и находятся в балансе:
- система сконфигурирована таким образом, чтобы обслуживать технологические решения,
- технологические решения разрабатываются с учётом существующих систем,
- системы отвечают требованиям людей,
- люди подстраиваются под то, как устроена система,
- технологии позволяют удовлетворять потребности людей,
- люди формируют свои потребности с учётом возможностей технологий.
Следствием из этого принципа становится то, что изменение любого элемента баланса окажет влияние на все остальные элементы.
Кажется тривиально? Как бы не так! Проблема как обычно кроется в инерции мышления, ведь людям свойственно объективировать сложившиеся балансы, считая их чем-то объективным.
Например, когда обсуждают электромобили, то обычно по инерции считают, что автозаправки просто будут переоборудованы электрическими шлангами, а всё остальное останется без изменений.
А вот и нет. Оказывается, если полного бака хватает на неделю городской эксплуатации личного авто, а время наливки бака — не превышает трёх минут, то пропускная способность заправки, и экономика складывается одна. А если предположить, что электромобиль требует ежедневной зарядки, а продолжительность цикла зарядки хотя бы полчаса, то экономика совершенно другая. Более того, сразу возникает вопрос по утилизации времени клиентов.
Таким образом, мы можем обнаружить разбалансировку системы:
- какие-то характеристики элементов становятся критичными
- появляются противоречия внутри блоков “люди”, “система”, “технологии”
- а также противоречия на стыках “люди/технологии”, “люди/система”, “система / технологии”
Целеполагание
И как только мы обнаружили ограничения и противоречия в балансе, мы тут же можем сформулировать два типа целей:
- снять ограничения
- и разрешить противоречия
А самое интересное, что целеполагание также может быть оформлено в виде “вигвама”. В нашем примере с заправкой это могут быть:
- обеспечить экономическую эффективность заправки для электромобилей (противоречие “люди / система”)
- либо сократить время зарядки электромобиля, либо понять как утилизировать время клиентов (противоречие “люди / технология”)
Образ решения
Для разрешения противоречий и снятия ограничений нужна новая сборка баланса в которой изменится всё, хотя могут войти также какие-то элементы старой системы.
В примере с электрозаправками довольно быстро становится понятно, что хранить запасы электричества (как бензина) не требуется, поэтому инфраструктура станет сильно проще. Более того, она может стать распределённой, или даже распылённой по всему городу. А из существующих систем, наилучшим местом организации электро-заправок становятся парковки в торговых центрах, а также ночные парковки.
Проект
И вот мы можем сформулировать способ перехода от исходного баланса к целевому. В нём мы обозначаем какие изменения необходимо провести в каждом из элементов баланса, а также последовательность шагов.
Я проект электрозаправок не разрабатывал, но уже примерно становится понятно как действовать и есть ли смысл в создании пилотных электро-заправок на базе существующей инфраструктуры бензоколонок.
Про развитие
Думаю, из модельки понятно, что когда “треугольник” находится в балансе, то никакого развития нет и не надо — всё же прекрасно! Тогда возникает вопрос: что нарушает баланс?
Обновление технологий сейчас происходит чуть ли не самопроизвольно. То есть, созданы объективные условия в которых множество игроков включились в гонку порождения технологий.
Другим разбалансирующим элементом являются люди, точнее новые идеи, которые захватывают умы: эко-мышление, странное мышление миллениалов и поколения Z, идеи Agile и прочие.
Про реакцию
Сектор “Люди” может быть как драйвером развития, выводящим треугольник из баланса, так и реакционным элементом, препятствующим переходу к новому равновесному балансу.
Возьмусь утверждать, что никакие изменения в секторах “система” и “технологии” не возможны без изменений в секторе “люди”. Без внедрения в сознание новых идей, изменения становятся крайне болезненны.
Резюмирую
Как видите, имеем довольно глубокий шаблон для разработки проектов. Этот шаблон позволяет управлять фокусом внимания.
При этом сам шаблон построен по фрактальному принципу на одном элементе — “вигваме баланса”, который описывает:
- исходное состояние баланса
- ограничения и противоречия баланса (целеполагание)
- новая сборка баланса в котором сняты ограничения и разрешены противоречия
- проект показывает что нужно изменить в балансе чтобы перейти от исходного состояния к целевому
Целеполагание и проекты трансформации. Модель балансов 0.1 was originally published in smysloteka on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Оригинал и комментарии
Фантастически интересная лекция Демиса Хассабиса (соучредитель и генеральный директор Google DeepMind) «Сила самообучающихся систем», прочитанная неделю назад в Центре Brain Mind+ Machines MIT.
Возможности и потенциал самообучающихся систем он на пальцах объясняет примерами недавних сенсационных прорывов DeepMind, а также заглядывает в ближайшее будущее, говоря о значении ИИ-революции для будущих научных и философских открытий.
Очень понятно о самом сложном и весьма важном.
И поразительный пример, как буквально на наших глазах вундеркинд превращается в гения.
Потратить на просмотр лекции час выходных — точно стоит.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Эффективнейший путь убить креативность — критиковать подчиненных
Отчет по этому исследованию только готовится к публикации в Academy of Management Journal.
Но я не стал ждать с рассказом об этом. Ибо многим весьма крупным и известным российским компаниям, иступлено и целенаправленно наступающим на грабли отрицательных аттестаций сотрудников, эту практику нужно срочно менять. Пока совсем не закатали в асфальт последние ростки креативности своих сотрудников.
Итак, — вдохновляет ли критика творческое мышление или мешает ему?
Литература по этому вопросу неоднозначна. И потому авторы исследования пошли на полевой и лабораторный эксперименты.
Результаты обоих экспериментов показали — отрицательные отзывы могут, как стимулировать, так и придавливать творчество.
Самое главное, — откуда исходит критика!
✔️ Критика сверху и сбоку (от начальства и непосредственных коллег) — давит креативность.
✔️ Критика снизу (от подчиненных и не прямых коллег — другие подразделения) — креативность стимулирует.
Даже интуитивно это понятно. Критика от начальства или аттестационных комиссий порождает так много стресса и долговременного ощущения угрозы (кстати, во многих случаях почти не осознаваемых), что польза и мотивация для любого нормального человека, обычно, сводится к нулю.
Интуиция интуицией, — но большинство поступают как раз иначе. Тысячи компаний (и в том числе, считающих себя супер-инновационными и продвинутыми в управлении человеческим капиталом) уверены, что аттестационная критика — один из двигателей повышения производительности труда.
Новое исследование на конкретных экспериментальных цифрах показывает — это совсем не так.
Посему:
- Если вы босс или HR менеджер, — остановитесь и 33 раза подумайте. Если считаете, что без отрицательного отзыва и критики не обойтись, делайте это максимально осторожно и чутко.
- Если же вы сотрудник, раскритикованный на аттестации, — забейте на это! Просто ваши боссы и HRовцы еще не в курсе и работают по старинке, облегчая себе процесс запланированного числа увольнений за счет убийства креативности в компании.
Если кому невтерпеж — вот черновик.
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Цифровая трансформация / Первый опыт
Бывает, в Смыслотеку обращаются хорошие люди с очень ограниченным бюджетом, или вовсе без бюджета. Хочется им помочь. Как ни странно, самым сложным этапом создания ролика является разработка сценария. И если клиент готов, я предлагаю создать сценарий в режиме коучинга — я задаю вопросы, фокусируя на важном, а клиент сам пишет. Получается хорошо, и значимо сокращает расходы на создание ролика без потери качества.
Что сложного в написании сценария?
Есть несколько представлений о том как создаются сценарии к роликам:
- “Я сам знаю что хочу донести до аудитории, и сам могу это изложить — мне не нужны услуги по созданию сценария, нарисуйте визуальный ряд” — случается, что мы действительно встретили уникального эксперта, которому требуется визуализация на аутсорсе, но в 99% работает эффект Даннинга-Крюгера и нам не только приходится переписывать сценарий, но и проводить терапию клиента. Поэтому мы не принимаем во внимание, когда клиент говорит, что у него уже есть сценарий и просит скидку.
- “Я знаю что нужно сказать, но не могу подобрать точные слова. Нужно найти копирайтера — мастера слова, который мои мысли выразит красиво и гладко” — когда-то я тоже думал, что дело в словах, но сейчас понимаю, что скорее всего, проблема со смыслами. Если смысловой “пазл сложился”, нужные слова приходят сами.
- “Я много хочу сказать и не понимаю как это всё уместить в короткий ролик. Поможете?” — это адекватный запрос на фокусировку. Как правило, решается через исследование аудитории и коммуникационной задачи. Лично мне нравится работать с такими запросами.
- “Я знаю что хочу сказать, но мне сложно оценивать адекватность собственных текстов, поэтому мне нужен тот, кто посмотрит на мои смыслы со стороны и поможет их упаковать” — ещё один тип адекватного запроса — человек осознаёт, что находится под воздействием когнитивного искажения “проклятие знаний” и знает, что ему нужна внешняя позиция. Я сам отношусь к этой категории и с удовольствием обращаюсь к коллегам по цеху за помощью.
Но в чём же состоит работа по созданию сценария объясняющего ролика? Это технология или искусство? Возможно, нужен громадный опыт из которого “копирайтер” выудит нужные элементы? Только ни он сам, никто другой не объяснит как это делается…
Когда мы делали первые шаги на пути упаковки смыслов, мы много импровизировали и конечно же, опирались на глубокий и разнообразный опыт членов нашей команды. Но со временем стало ясно, что логика процесса упаковки смыслов начала складываться.
Понимание бизнес-задачи
Скорее всего, клиент не хочет ролик, он хочет, чтобы люди что-то сделали, перестали делать, или стали делать иначе чем сейчас. И если это достигается какими-то другими способами, нужно использовать именно эти способы. Однако выясняется, что люди очень инерционны и действуют “как обычно”.
На уровне бизнес-задачи важно увидеть всех действующих лиц и сформулировать свои ожидания по изменению их поведения.
Понимание коммуникационной задачи
Следующим шагом изучаем аудиторию — как устроены текущая картина мира и восприятие ситуации. Что из этого способствует желаемому поведению, а что препятствует.
Из этого понимания можно сформулировать задачу для “интервенции” — вброса смыслов, который приведёт переосмыслению текущей ситуации и изменению способов действия в ней.
Для формулирования коммуникационной задачи мы используем модель “свободного мыслящего субъекта” которая позволяет определить на каком уровне происходит сбой:
- уровень внимания — человек не идентифицирует какие-то важные детали. Как говорят психологи, не выделяет фигуру из фона. Значит задача коммуникации — управление вниманием.
- уровень понимания — человек интерпретирует информацию в соответствии со знакомыми схемами, а если подходящих схем нет, то может и вовсе вытеснить событие как будто его и не было. Коммуникационная задача — внести схему, позволяющую понимать заданный класс событий.
- уровень принятия решений — у каждого есть собственная шкала добра и зла, собственное понимание того, что хорошо, а что плохо. Человек может видеть и понимать ситуацию, но в его ценностной картине приоритет имеют консервативные решения. Коммуникационная задача — проблематизировать текущие ценности и предложить новые, расширив горизонт рассмотрения последствий тех или иных решений.
- уровень реализации решений — часто бывает, что человек знает что нужно делать, но считает, что у него не достаточно ресурсов для начала движения. Коммуникационная задача — показать, где взять ресурсы.
Объясняющий ролик — это смысловая инъекция
И только когда мы перешли от понимания бизнес-задачи к пониманию задачи коммуникационной, мы можем перейти к разработке коммуникационного решения. Как правило, решение должно учитывать разные точки контакта с аудиторией. И это не только объясняющие ролики. Но ролики довольно эффективны для того, чтобы сделать комплексный вброс, который в последующем будет поддержан другими коммуникационными решениями.
Самое интересное, что на этапе работы с текстом, мы работаем не столько со словами, сколько со смысловыми нитями. Текст как-бы ткётся. В какой-то момент у меня даже случился инсайт, что слова “текст” и “текстиль” не только однокоренные, но и довольно близки по смыслу. По сути, мы не пишем текст, а создаём текстовую сборку решения под конкретную коммуникационную задачу.
Нужен ли ролик?
Вопрос не праздный. Если количество контактов не большое и все вы можете отработать лично, то ролик не нужен. Однако, если есть ситуации, когда:
- количество контактов больше 100
- когда у вас есть не более 3-х минут на контакт и нужно умудриться провести “интервенцию” (вброс смыслов)
- когда имеет место “испорченный телефон” — люди искажают смыслы при передаче
инвестиции в решение в виде ролика могут оказаться вполне оправданными. Также побочным эффектом при создании ролика является детальная проработка коммуникационного решения.
Любой рабочий процесс определяется логикой управления вниманием
Заголовок этого раздела говорит сам за себя. Что мы делаем, когда взаимодействуем с клиентом? Мы задаём вопросы в соответствии с логикой области ближайшего развития. Вопросы фокусируют внимание клиента. Также вопросы переводят внимание с одного аспекта на другой. Последовательный перенос внимания позволяет увидеть задачу целостно и соткать сценарий.
Для меня идеальной является ситуация в которой клиент сам написал сценарий своего объясняющего ролика. Возможно, вы удивитесь и скажете, что я сам только что критиковал клиентов, которые приходят с готовыми сценариями. Это так. Разница в том, из каких предпосылок возник сценарий — видит ли клиент связку бизнес-задачи и коммуникационной задачи с тем решением, которое предлагает.
Связка в которой клиент держит смысловое поле, а я — структуру, работает идеально. А какое-то время назад у меня возникла идея:
А что если записать себя как интервьювера, проводящего глубинное интервью и поручить боту выдавать клиенту очередной вопрос…
Так появился мой первый цифровой двойник. Его задача — помочь клиентам создать сценарий объясняющего ролика. Первые тесты на знакомых меня порадовали:
Я впечатлен!
Очень крутой тренажёр по созданию сценариев.
Выполнение заданий напомнило мне, как в школе я изучал химию по “Химическому тренажёру” — благодаря ему я знал химию гораздо глубже моих ровесников. И до сих пор знаю.
Так вот, странным образом , точнее, совсем не странным, выполнение заданий позволило сфокусироваться на собственных тезисах и посылках. Прояснить понимание некоторых моментов, которые до этого были обделены вниманием.
И именно благодаря концентрирующим фокус внимания вопросам эти моменты получили развитие.
Благодарю, желаю процветания кругляшам
Ярослав Филатов, врач психотерапевт
“Кругляши” — это короткие видео-обращения в Телеграме с помощью которых я общаюсь с клиентом. Именно благодаря “кругляшам” создаётся эффект присутствия — вы общаетесь со мной, а не с ботом.
И несколько слов о бизнесе
Экономика создания ролика сейчас такова, что около 40% в цене приходится на создание сценария. И я очень надеюсь на то, что мой цифровой двойник позволит снизить цену для клиентов и сделает объясняющие ролики более доступными.
Только до 01 мая 2019 компания Смыслотека предлагает специальные тарифы для визуализации роликов, созданных с помощью цифрового двойника:
- 40 000 рублей за визуализацию ролика до 3-х минут (текст до 300 слов). Стандартная цена на разработку ролика со сценарием 90 000 рублей — экономия 50 000 рублей.
- 50 000 рублей за визуализацию ролика до 5-и минут (текст до 500 слов). Стандартная цена на разработку ролика со сценарием 150 000 рублей — экономия 100 000 рублей.
Если у вас есть коммуникационная задача, приглашаю упаковать своё коммуникационное решение с помощью моего цифрового двойника. Для этого постучитесь в телеграм акаунт @sgevlich и через неделю вы создадите свой сильный сценарий, а ещё через неделю получите воплощение в виде ролика — “объясняшки”.
Цифровой двойник помогает писать сценарии объясняющих роликов was originally published in smysloteka on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Оригинал и комментарии
Страшная штука — беспилотные летающие убийцы
Вот самый свежий пример, только что продемонстрированный Китаем боевой дрон Blowfish A2 компании Ziyan UAV.
- БПЛА вертикального взлета запускается нажатием одной кнопки.
- Электропривод делает его почти бесшумным (подлетит — не услышишь)
- Радары его не видят (пролетает вне поля их зрения).
- Скорость 130 км/час, потолок 5 тыс. м., время полета 60 мин.
Способен самостоятельно выполнять сложные боевые задачи, включая разведку, уничтожение целей и многое другое.
Несет 4 гравитационные бомбы. И не нужны даже самонаводящиеся.
Он их так точно бросает, что просто оторопь берет.
Смотрите сами
А тут подробно https://mikeshouts.com/chinas-ziyan-uav-revealed-a-super-weird-attack-drone-at-langkawi/
________________________________
Если понравился пост:
- нажмите на “палец вверх”;
- подпишитесь на обновления канала на платформе Medium;
- оставьте комментарий.
Еще больше материалов на моем Телеграм канале «Малоизвестное интересное». Подпишитесь
Оригинал и комментарии
Как борьба добра и зла внутри нас сделала нас людьми
Есть одна крайне мне интересная темы. Но в своих публикациях я её упоминал лишь вскользь. Уж больно она мне видится важной. И слишком уж много накопилось по ней материалов, чтобы уложить их даже в очень длинный лонгрид.
Решил попробовать зайти с другого конца — вживую поговорить на эту тему в рамках публичной лекции. Посмотреть на реакцию совсем неглупых людей (иных эта тема вряд ли заинтересует). Послушать их вопросы …
Короче, кому интересно и позволит график, приходите в следующую среду в «Точку кипения». Это самое подходящее название для места обсуждения такой темы, — мозги, точно, закипят.
Ведь настоящая революция в развитии ИИ технологий начнется не ранее, чем мы поймем взаимосвязь интеллекта и сознания. И первым шагом на этом пути должно быть раскрытие тайны уникальности человеческого сознания, принципиально отличающего нас даже от самых интеллектуально развитых животных …
Подробней по этой ссылке или по этой.
Оригинал и комментарии
Ох как сложно посмотреть глазами другого!
Оригинал и комментарии
Простой пример странного продвижения самарского губернатора Азарова в социальных сетях. Поверхностный разбор кейса работы пиарщиков.
На днях один коллега поделился ссылкой на странный ролик в Твиттере, который запостила администрация сельского округа:
ВОПРОС: сколько стоят поездки губернатора Азарова в Москву? ОТВЕТ: десятки миллиардов рублей! Подробности - в видеоролике 📸 https://t.co/uyqwkTuyg4
— @kam_adm
Увидев такую подводку с текстом, я подумал, что:
- аккаунт взломали и разместили видео от оппозиционеров;
- революция и борьба с властью началась с камышлинского района;
- кто-то не разлогинился;
- надо в этом разобраться!
Если посмотреть ролик, то мы увидим, что он сделан в поддержку самарского губернатора Азарова. И скорее всего силами администрации области.
Судя по монтажу ролика, делался он на сервисе Supa.ru, где месячный тариф стоит около 1000 рублей. Простой сервис по принципу “drag and drop” для ленивых SMM-щиков.
Основные ляпы данного ролика:
- очень спорный текстовой лид, сопровождающий ролик, который создает ошибочное впечатление, что ролик против губернатора Азарова;
- копи-паста из разных документов, а не текст для конкретного ролика;
- спешка при создании ролика (чего стоят кавычки в тексте ролика, которые меняются от одних к другим и не были вычитаны перед окончательным монтажом);
- в одних случаях должности указываются, в других нет (ошибка уровня студента-пиарщика);
- много цифр, нет эмоций, нет постановки “сказал-сделал”, “критикуют, не понимая результатов”, “благо региона и людей” и т.п. ценностей;
- нет финальной мысли в конце ролика, он просто прерывается.
Конечно, можно предположить, что посев этого ролика — попытка отработать “негатив” по губернатору, который использовали при последних двух губернаторах Артякове и Меркушкине: “сколько стоят их полеты и поездки в Москву и другие регионы”, но…
тогда зачем сеять этот ролик через все аккаунты администраций городов, поселков и районов?
Если Вы хотите “опылить” не лояльную аудиторию, то вам надо сеять ролик на других площадках (более независимых и критических). Если это попытка “вдохновить” и “замотивировать” лояльную аудиторию, то зачем 45 секунд цифр и кусков из разных документов.
Больше выглядит на “итак сойдет” и выполнение какого-то KPI.
Из хорошего:
Ролик с достаточно приятной музыкой, но не факт что она не нарушает авторских прав.
Ролик короткий и это большой плюс.
По ролику и текстовому лиду можно определить какую сеть аккаунтов контролирует администрация, а так же понять какие “независимые площадки” на самом деле очень зависимы.
Ну и конечно размещать ролики с одного аккаунта админа это риски информационной безопасности, т.к. взломав этот аккаунт можно “опылить негативом” большую аудиторию.
P.S. Я очень сомневаюсь, что “провокационный стиль ролика против губернатора” это тонкий подход по созданию “вирусности” и механика увеличения просмотра и досмотра до конца данного контента. Если бы был такой “тонкий подход”, то сценарий и монтаж должны были быть на уровень выше.
Как не надо продвигать губернатора в социальных сетях was originally published in The Internet’s Influence on Politics on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Оригинал и комментарии
Снизить цену можно только предложив массовый продукт рынку. Тогда гигантские бюджеты на rnd распределятся по потребителям равномерно. В этом смысле Собачка вытянет океанский проект, а без Собачки сложно представить.
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оригинал и комментарии
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook: